Мистецтво палеху

85.852
И 86

Искусство Палеха [Изоматериал] : [к-т открыток] / авт.-сост. В. Скрябина ; фот. А. Шпикалов. М. : Сов. Россия, 1980. 15 c.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. И.В. Маркичев. Охота на лису. 1942
  2. И.И. Голиков. Пляска. 1925
  3. П.Д. Баженов. Журавль и цапля. 1941
  4. Г.К. Буреев. "Ох, как скучно!". 1944
  5. И.В. Маркичев. Жнитво. 1925
  6. А.В. Ковалев. Колхозные частушки. 1956
  7. Т.И. Зубкова. Видение Китежа под водой. 1968.
  8. Д.Н. Буторин. У лукоморья. 1925
  9. Д.Н. Буторин. Медный бунт. 1935
  10. В.М. Салабанов. Чичиков у Коробочки. 1936
  11. Д.М. Турин. Женитьба Павла. 1934
  12. В.Ф. Морокин. Встреча русского посольства Петра І. 1975
  13. Б.М. Ермолаев. Арабские сказки. 1968
  14. И.М. Баканов. Сказка о золотом петушке. 1934
  15. П.Д. Баженов. Дюк Степанович. 1940
  16. В.М. Ходов. Палех. 1970

Широко известны в нашей стране и за рубежом палахские чернолаковые шкатулки, украшенные тончайшей миниатюрной живописью. В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось после Октябрьской революции на основе древних традиций народного иконописания.

Сюжеты для своих росписей палешане в основном черпают из русских народных сказок, легенд, песен, произведений классической русской литературы. Находят отражение в их творчестве и эпизоды древней и современной истории.

В подборку открыток вошли работы художников из Государственного музея палехского искусства.

Талантливым основоположником современного палехского искусства был Иван Иванович Голиков, заслуженный деятель искусств РСФСР. Его миниатюры с их декоративным цветом, подчеркнутой динамикой композиций полны яркой экспрессии. Примером этого служит роспись Голикова "Пляска" (1925).

Поэзия А.С. Пушкина сыграла огромную роль в развитии палехского искусства. Все художники в своем творчестве отдают ей дань. В подборке открыток две работы на сюжеты пушкинских произведений: "Сказка о золотом петушке" (1934) И.М. Баканова и "У лукоморья" (1925) Д.Н. Буторина. Оба художника – тоже заслуженные деятели искусств РСФСР.

Роспись Баканова с многочисленными фигурами в архитектурной экзотически сказочной обстановке поражает фантазией, эпическим размахом и одновременно изяществом исполнения. Работа Буторина по решению проще, но в ней своя поэзия и своя интересная образная и декоративная подача персонажей.

Буторин создал одну из интереснейших исторических сцен "Медный бунт" (1935). Реалистически изображены архитектура села Коломенского под Москвой с церковью Вознесения и не сохранившийся до наших дней деревянный дворец Алексея Михайловича. В массовой сцене художник наделил характерными чертами каждое действующее лицо.

Старейший народный художник РСФСР И.В. Маркичев любил изображать жнитво. В его многочисленных композициях на эту тему жницы величавы, их движения неторопливы, но в них ощущается сдержанная внутренняя динамика. Другие работы художника отличаются повествовательностью. Страстный любитель природы, он создал серию росписей с изображением сцен охоты – "Охота на лису" (1942) – и рыболовства.

Колористически прекрасна миниатюра Д.М. Турина "Женитьба Павла" (1934). Сцена веселой народной гулянки, написанная на текст песни А.В. Кольцова, полна чистосердечности и трогательной романтики.

В.М. Салабанов в росписи "Чичиков у Коробочки" (1936) в единой композиции соединил три разновременных эпизода. Сатирическая манера изображения в трактовке фигур и лиц Чичикова и Коробочки подчеркивает гротескность сцен.

П.Д. Баженов – художник старшего поколения. Его миниатюру "Дюк Степанович" (1940) можно назвать изобразительной поэзией, здесь раскрываются содержание былины, ее фантастика и поэтичность. Не менее интересна роспись "Журавль и цапля" (1941), решенная в сказочно-поэтическом плане.

Г.К. Буреев – мастер жанровых композиций на песенные сюжеты. На слова лирической народной песни создана им миниатюра "Ох, как скучно!" (1944).

А.В. Ковалев, художник среднего поколения, в росписи "Колхозные частушки" (1956) в поэтической форме показал отдых молодежи в современной деревне.

Художник Б.М. Ермолаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, в основном создает миниатюры на сказочные темы. Любитель орнамента, он разрабатывает всевозможные его формы и наполняет им свои росписи. "Арабские сказки" (1968) – одна из росписей серии на сюжет сказки "Шахеразада".

В работах Т.И. Зубковой, заслуженного деятеля искусств РСФСР, важную роль в создании образа и настроения играет пейзаж. К лучшим ее росписям относятся пять пластин на сюжет легенды "Сказание о граде Китеже". Они создавались художницей под сильным впечатлением от прослушанной оперы Н.А. Римского-Корсакова. Миниатюра "Видение Китежа под водой" (1968) отличается смелым композиционным решением, динамикой и поэтичностью.

В декоративно-условном плане решил В.Ф. Морокин исторический момент в миниатюре "Встреча русского посольства Петра І" (1975). Индивидуален и исторически достоверен облик персонажей.

Сказочный Палех, населенный любимыми персонажами известных миниатюристов-палешан, создал В.М. Ходов в росписи "Палех" (1970). Вокруг поселка с достопримечательными постройками изображены сцены со сказочными героями, и всему этому улыбается солнышко в ярком ореоле.

Репродуцированные миниатюры говорят о самобытности искусства, об ярком индивидуальном почерке каждого мастера.

А. Страхова

Календар подій

     1 2 3
4 567 8 9 10
11 12 131415 16 17
1819 20 21222324
25 26 27 28 293031