Сайт Відділу документів з мистецтва є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
22.06.2017 08:46

Молодіжна тусовка в бібліотеці
Все частіше по вихідним дням у нас збирається молодь, адже затишна атмосфера бібліотеки дуже сприяє...

21.06.2017 09:00

Презентація виставки Ольги Соколенко
На ІІ поверсі бібліотеки відкрилася експозиція пейзажів Ольги Соколенко під назвою «Вулиці рідного...

14.06.2017 08:00

Арт-десант Федорівської ЗОШ
Школярі Федорівської ЗОШ вперше приїхали до нас в бібліотеку. Дізнались про розважальні заходи з позитивних...


Гість | Увійти
Версія для друку

На пленере

Мне довелось побывать на международном пленере по живописи, посвященном 130-летию со дня рождения Бялыницкого-Бирули, который проходил с 27 августа по 27 сентября 2002 года на территории Белоруссии и России.
Могилевщина – родина Бялыницного-Бирули. Там, на речке Друть в Беланическом районе в селе Крынки в 1872 г. родился Витолу Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Недалеко от этого села, на возвышенности, где проходит дорога возле величавых сосен, на фоне долины, которую причудливо разрезает Друть, стоит памятный знак – массивная гранитная глыба с выбитым на ней текстом и датами жизни художника. Удачно выбранное место для памятного знака усиливает впечатление от грандиозности личности художника и подчеркивает неразрывную связь с его родной природой.
Удивительные места на родине Бялыницкого-Бирули. И мне, только что вернувшемуся из творческого заезда, проходившего в Седневе под девизом «Стоит гора высокая» и, так сказать, не успевшему остыть от впечатлений нашей природы, особенно было интересно воспринимать этот край, улавливать его характерную особенность, пытаться передать его своеобразный колорит.
Не нужно говорить о том, что дает художнику пленер. Наверное, каждый живописец на пленере проходит как бы процесс очищения. Это касается как внутреннего состояния, так и непосредственно очищения палитры, колористического прозрения, открытия для себя заново давно известных истин. Поэтому шестнадцать дней, проведенных на родине Бялыницкого-Бирули, прошли как одно мгновение, оставив в душе неизгладимое впечатление и благодарность тем, чьими заботами был организован этот пленер.
Следующий этап – шестнадцать дней восторженной работы в Тверской губернии на академической даче им. И. Е. Репина (в районе Вышнего Волочка). Существует она уже 118 лет, и создана при непосредственном участии И. Е. Репина. О ней нужно сказать особо. Это место овеяно славой многих великих художников. Неподалеку от этих мест жил и работал Венецианов, Сорока. На озере Удомля Левитан написал «Над вечным покоем», «У омута». На берегу этого озера с 1912 года жил и работал Бялыницкий-Бируля. Сейчас это творческая дача «Чайка» и музей Бялыницного-Бирули.
Трудно назвать кого-либо из известных мастеров конца ХІХ века вплоть до наших дней, кто не был бы связан так или иначе с этим краем. Вокруг академической дачи расположены в непосредственной близости деревушки, где живут и работают современные мастера – Кугач, Светличная, Ткачевы, Сидоров и другие. Также молодые художники поселились и плодотворно трудятся в этих местах, продолжая традиции старшего поколения и привнося в них дух нынешнего времени.
На академической даче созданы все условия для работы. Великолепные отапливаемые мастерские с северным освещением, душ, горячая вода, здесь же в комплексе жилые помещения. Столовая, бар, бани. Работает киоск, где можно приобрести все материалы. Напрокат выдается теплая одежда, этюдники, зонты, подрамники, планшеты, раскладные мольберты. Постоянно работают музей, библиотека. Причем это круглый год.
Сама дача расположена на крутом берегу живописного озера Мcтино, по которому еще с Петровских времен проводили суда, используя волоки из Балтики, в Черное и Каспийское море.
Но промелькнули и эти шестнадцать дней, которые обогатили участников пленера новыми впечатлениями, новыми знакомствами с деятелями искусства других республик, их школой, манерой выражения.
Из всего увиденного, в плане творчества, на мой взгляд, наша украинская школа живописи, в частности южноукраинская, имеет достойные традиции и достойных мастеров, которые на уровне с гордостью представляют наше искусство. Отрадно, что и в Украине проводятся, хоть и не с таким размахом, подобные мероприятия.
По возвращении в Могилев в областном музее была устроена выставка работ, написанных во время пленера.
Каждый участник группы представил три работы. Две работы безвозмездно и одну на закупку.
И если проследить основную мысль проходившего пленера, то она выражалась в верности реалистическим традициям в изобразительном искусстве, использовании этого колоссального опыта, что накоплен предшествующими мастерами, и дальнейшим его развитием и углублением на основе национальной самобытности народов.


Из воспоминаний художника

Вхід