Сайт Відділу документів з мистецтва є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
10.10.2017 11:49

Перегляд фільму "Дикун"
Цієї неділі в рамках молодіжного клубу любителів кіно на «Казковому диванчику» відділу мистецтв...

05.10.2017 07:10

Біля витоків "Запорожців" І. Рєпіна
До 525-річчя українського козацтва працівники відділу мистецтв підготували виставку однієї картини «Біля...

02.10.2017 11:38

Ювілейний формат засідання
Після літньої перерви піднесені, радісні, усміхнені та щасливі студійці з квітами...


Гість | Увійти
Версія для друку

Образ Херсонщины в работах Виктора Трапенка

Пейзажная тематика работ Виктора Михайловича Трапенка окрашена лирической интонацией. Он умеет остановить на холсте мгновение жизни, найти переходное состояние природы в непрерывном движении. И этот поиск свежих впечатлений, изменчивости природы обязательно обогащается живописными средствами.
В своем творчестве Виктор Михайлович хранит традиции колористической школы Одесского училища, где он получил художественное образование.
На крупных выставках художников среди многочисленных пейзажных произведений пейзажи Виктора Михайловича не теряются, а наоборот — останавливают зрителя.
Работы мастера «В начале мая», «Зной», «Простор», «Старая верба. Крынки», «На тихой реке», «Мой город» трогают своей простотой и выразительностью чувств. Тончайшие градации цвета, минорная тональность его сочетаний, изысканность и разнообразие палитры работ художника заимствованы из мира туманов и дождей, осенней влаги и летней жары, майского утра и июльского вечера. Иногда, повторяя один и тот же мотив, мастер творит своеобразные этюды-вариации, в которых меняются нюансы тонов и полутонов, но последовательно звучит главная тема. Он умеет выразить то, что волнует его на родной земле, то, что дорого и нашей душе.
Каждая работа художника решена в определенном цветовом ключе, который выразительно передает характер изображаемого мотива. Художник все больше углубляется в изучение тончайших оттенков в состоянии и настроении природы.
Характер пейзажного творчества мастера отличается ясностью и непринужденностью композиции, правдивостью трактовки пейзажного мотива, верностью передачи разнообразного состояния природы. Он находит не только новые грани в изображаемом сюжете, но и способен выразительно рассказать об увиденном – как, например, в работах «Ночует солнышко в Крынках», «Рождественские звоны».
Создавая пейзажные работы, он всегда находится в плотном контакте с натурой. Желание наполнить свои полотна подлинным знанием натуры, новыми впечатлениями тянут живописца в осенние и весенние пленэры на родной Херсонщине, в заветное и особенно любимое место — с. Крынки, которое способно вдохновить его новыми мотивами. Это неисчерпаемый источник, который дарит ему вдохновение и радость.
Он любит пленэрную живопись, которая помогает выразить себя до конца.
Натурные этюды Трапенок нередко пишет в один-два сеанса, как говорится, на одном дыхании. Такой метод работы помог ему выработать меткую наблюдательность, быструю реакцию — замечать самое главное в изображаемом мотиве. Больше всего он любит осень и весну. Именно в эти времена года полнее и многограннее раскрывается его талант пейзажиста.
Полон света и весеннего предчувствия пейзаж «В начале мая» (1999), в котором художник через призму своих чувств передает неповторимую красоту природы села Крынки. Работа выполнена на тонких цветовых нюансах. Удивительная мягкость зелени и прозрачность голубого неба, переданных в пейзаже, дают почувствовать свежесть весенних дней. Пейзаж написан в обобщенной серебристо-зеленой цветовой гамме, он передает богатую оттенками окружающую среду, мерцающее колебание воздуха. Работа пронизана особым очарованием крынковской весны с ее чистыми, звонкими красками. Выразительная, темпераментная живописная манера художника подчеркивает живительную силу красок юга Украины.
Лирическая трактовка пейзажа «Простор» (1996) передает звучность и насыщенность осенних цветов, пространственную глубину, пронизанную светом солнечного утра. Эта работа отличается тонким поэтическим чувством. Чистые гуашевые тона, мягкие цветовые переходы создают в пейзаже иллюзию глубины пространства, воздуха. Работа решена путем широкого обобщения формы и цвета. Виктор Михайлович вносит в свой пейзаж оттенок романтической трогательности, что дает почувствовать зрителю окрылённость, которую дарит человеку природа.
Характерная для живописи Виктора Михайловича декоративность присутствует в пейзаже «На тихой реке»
(2004), выдержанной в сложной цветовой гамме. Лодки рыбаков — неотъемлемая часть быта жителей села Крынки. Композиционный ритм деревьев, лодок, лаконизм цвета и допустимая условность, в пределах верности природе, придают пейзажу острого звучания и выразительности. При строгой графической четкости изображения эта работа отличается необычайной живописностью. В «крынковских» пейзажах художник стремится зафиксировать не единичные явления природы и жизни, а чрезвычайное разнообразие мира.
Художник, обращаясь к природе юга Украины, проносит через все творчество верность реалистическим традициям южнорусской, украинской школы. Он размышляет о времени и природе, искусно сочетает целостность ритма с декоративностью, композиционную динамичность с мягкой живописной пластичностью. Именно эти свойства делают его картины неповторимо индивидуальными, а главное — профессиональными.


Наталья Джерук - член Национального союза фотохудожников Украины,

преподаватель Херсонского лицея искусств 

Вхід