Галерея Боргезе і Національна галерея. Рим

85.864
Г15

Галерея Боргезе и национальная галерея [Изоматериал] : РИМ. М. : Изобраз. искусство, 1988

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пьеро ди Козимо. Поклонение младенцу
  2. Боттичелли. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и ангелами
  3. Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины с единорогом
  4. Ортолано. Снятие с креста
  5. Андреа Дель Сатро. Святое семейство
  6. Тициан Вечеллио. Любовь небесная и любовь земная
  7. Тициан Вечеллио. Венера, завязывающая глаза Амуру
  8. Тинторетто. Христос и грешница
  9. Савольдо. Товий и ангел
  10. Доменикино. Охота Дианы
  11. Франческо Альбани. Триумф Дианы
  12. Караваджо. Больной Вакх
  13. Караваджо. Мадонна Палафреньери
  14. Симон Мармион. Распятие
  15. Лукас Кранах. Венера и Амур с медовой сотой
  16. Эль Греко. Поклонение пастухов

Ни один город мира не может гордиться таким количеством и разнообразием памятников искусства, как Рим. Рядом с античными руинами высятся пышные дворцы барокко, прекрасные здания эпохи Возрождения соседствуют с церквями средневековья. Рим богат и музеями искусств, среди которых немалой известностью пользуются галерея Боргезе и Национальная галерея. По своим размерам коллекции этих музеев не могут сравниться с крупнейшими музеями мира. Однако многие произведения в этих собраниях относятся к высочайшим образцам искусства и имеют мировую известность.

Официальными датами основания галерей считаются: галереи Боргезе – 1902 год, Национальной галереи – 1940 год. Сами же коллекции сложились значительно раньше.

История возникновения галереи Боргезе связана с богатым и влиятельным родом Боргезе. Когда в 1605 году один из членов этой семьи был избран папой, принявшим имя Павла V, для его племянника Шипионе Боргезе, ставшего кардиналом, открылись огромные возможности. Власть и неограниченные финансовые ресурсы способствовали быстрому комплектованию коллекции. Картины покупали, конфисковывали, вымагали, а подчас просто крали, как это было с рафаэлевским "Снятием с креста", похищенным из капеллы Бальони в Перудже. В 1607 году у художника Кавальере д'Арпино за неуплату налогов были конфискованы и переданы кардиналу Боргезе картины молодого Караваджо "Больной вакх" и "Юноша с корзиной фруктов". В 1608 году путем вымогательств и угроз Боргезе вынудил кардинала Сфондрато продать ему семьдесят картин.

В 1606 году на одном из живописных римских холмов под руководством архитектора Фламинио Понцио был разбит великолепный парк и началось строительство дворца. Постройка его была закончена в 1619 году архитектором Джованни Вазанцио. В отделке дворца и украшении парка принимали участие лучшие скульпторы и декораторы того времени Лоренцо Бернини и Джованни Ланфранко.

На втором этаже дворца была размещена коллекция живописи. Надо признать, что Шпионе Боргезе оказался умелым собирателем. В основном он приобретал произведения живописи XVI – XVII веков, но при этом стремился как можно полнее представить творчество интересовавших его художников. Назначив наследником своего брата, он поставил единственным условием сохранение целостности его коллекции.

В конце XVІІ века благодаря женитьбе Паоло Боргезе на наследнице кардинала Альдобрандини коллекция пополнилась несколькими роботами молодого Рафаэля, Лоренцо Лотто и Караваджо.

После этого периода пополнения последовала пора утечек. Из коллекции были проданы три картины Рафаэля и одно полотно Караваджо. Больше всего коллекция пострадала в период господства Наполеона. Камилло Боргезе, муж сестры Наполеона Паолины Бонапарт, вынужден был отправить многие ценные произведения в Париж.

После смерти прямых наследников дворец с парком, собрание картин и скульптуры становятся в 1902 году собственностью государства. В настоящее время галерея Боргезе насчитывает около пятисот шестидесяти картин.

В основном в коллекции представлена итальянская живопись. Произведения Перуджино, Пьеро ди Козимо, Лоренцо ди Креди, Сандро Боттичелли и других художников дают возможность ознакомиться с искусством раннего Возрождения. Среди картин Высокого Возрождения огромный интерес вызывают "Портрет молодой женщины с единорогом" и "Снятие с креста" Ортолано, "Даная" Корреджо; большого внимания заслуживает собрание картин венецианской школы XV – XVI веков. Это прежде всего относится к произведениям Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана и Веронезе.

Раздел итальянской живописи XVII века дает яркое представление о таких художественных течениях, как болонский академизм, караваджизм и барокко.

Собрание Национальной галереи имеет также более чем двухсотлетнюю историю. Племянник папы Клемента VII кардинал Нери Корсини купил у знатной римской семьи Риарио дворец, который было поручено переделать архитектору Фердинандо Фуга. Несметные богатства позволили кардиналу не только выстроить дворец с неслыханной роскошью, но и закончить его убранство в течение трех лет. За этот короткий срок, с 1737 по 1740 год, была собрана первоклассная коллекция, насчитывающая около шестисот картин. В 1883 году князья Корсини продали дворец государству и подарили ему коллекцию. Вскоре, в 1892 году, она пополнилась собранием герцога Джованни Торлониа, также подаренным государству. В этом же году коллекция обогатилась еще 187 картинами, поступившими из галереи дель Монте ди Пьета. Поступление живописи за счет даров продолжалось и в связи с нехваткой места многие произведения искусства были распределены по различным музеям. Встал вопрос о необходимости собрать всю коллекцию воедино, для чего целесообразно было приобрести соответствующее здание. Вскоре выбор был сделан, и в 1930 году государство купило великолепный дворец Барберини. Дворец был выстроен еще в середине XVII века для племянника папы Урбана VIII, происходившего из семьи Барберини. В постройке дворца участвовали такие прославленные зодчие, как Карло Мадерна, Лоренцо Бернини; росписи знаменитого плафона были выполнены Пьетро да Кортона. В этом величественном здании с 1940 года разместилась часть коллекции Национальной галереи, другая ее часть осталась в палаццо Корсини. Таким образом, живопись с ХІІІ по XVII век экспонируется в палаццо Корсини.

В настоящее время Национальная галерея насчитывает 1700 картин. Она по праву может гордиться своим итальянским собранием. Галерея небогата памятниками живописи XIII – XIX веков, зато начальная пора итальянского Возрождения пестрит прекрасными произведениями Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо, Беато Анджелико и т.д. Самым значительным и интересным разделом галереи является итальянская живопись XVI века – блестящей поры искусства Высокого Возрождения. Особый интерес представляют здесь работы Рафаэля, Андреа дель Сарто, Бартоломео Венето. Национальная галерея обладает небольшим, но интересным собранием венецианской школы живописи, включающим произведения художников XVIII века – Каналетто и Гварди.

В Национальной галерее имеются также произведения выдающихся мастеров других европейских стран – Симона Мармиона, Ханса Гольбейна, Квентина Массейса, Эль Греко.

Репродукции, собранные в этом издании, показывают, какими художественными ценностями располагают галерея Боргезе и Национальная галерея.

З. Борисова

 

Календар подій

12345 6 7
8 9 1011 12 1314
15 161718192021
22232425262728
2930