Сайт Відділу документів з мистецтва є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
17.07.2017 13:00

Море на картинах
Сьогодні, 17 липня, виповнилося 200 років від дня народження К.І.Айвазовського. Відділ мистецтв підготував...

16.07.2017 12:41

До 80-річчя Ади Роговцевої
16 липня у відділі мистецтв відбувся показ фільмів за участі української актриси театру і кіно Ади Миколаївни...

13.07.2017 06:40

Кіноінтерпретація художніх творів Олеся Гончара
Вже стало традицією, що бібліотека його імені проводить різноманітні заходи, літературні читання, вечори-спогади,...


Гість | Увійти
Версія для друку

Сыновья об отце

Каждый художник, неразрывно связанный с родной землёй, природой, людьми, правами и обычаями, обращается в своём искусстве к образам Родины. Это происходит разными путями, сознательно или бессознательно, но всегда эта тема захватывает художника, часто до конца и на всю его жизнь. Колоссальное разнообразие природных явлений, многоликой жизни родного края дают богатейший материал и благодатную почву для творчества. Художник, наблюдая действительность, познаёт законы гармонии и совершенства, черпает из них не только новые формы, темы и сюжеты, но и внутреннюю энергию, вдохновение. Он воспевает своеобразие и прелесть родного края, открывает для нас поэзию природы. С творчеством одного из таких художников мы и хотим познакомить читателя.
В бескрайних степях Таврии, в низовьях Днепра затерялось небольшое село Крынки. Оно находится на левом берегу реки, а точнее на одном из рукавов Днепра р. Крынки. Херсонцам это особенно должно быть известно, поскольку это было одно из любимых мест Остапа Вишни. Когда-то писатель открыл для себя этот «райский уголок природы» и был очарован им. Так и Виктор Михайлович Трапенок, херсонский художник-живописец открывает для себя этот воистину «райский уголок» Херсонской области, и по сей день это огромный пласт в творчестве художника.
«Кто в Крым, а мы в Крынки» — говорил словами Остапа Вишни отец собираясь на этюды. Такого разнообразия, богатства природы, построенного на сложных тонких едва уловимых живописных отношениях, вряд ли где-нибудь отыщем ещё на белом свете.
Любовь художника к этим местам безгранична, и это видно по работам Виктора Михайловича. Говорят, что художник, пишущий будь то портрет, натюрморт или пейзаж, в первую очередь раскрывает самого себя, свою душу перед зрителем, конечно, если делает это искренне, от всей души, а иначе это не любовь, и работать тогда незачем.
Глядя на пейзажи мастера, ты словно попадаешь туда, утопаешь в этой гармонии чувств, гармонии цвета, ты забываешь на миг обо всём, созерцая живопись, и кажется, что целую вечность ты провёл здесь, а порой, вглядываясь в произведение в целом или в какой-то фрагмент, не замечаешь, как стрелки часов повернулись на 360°. Так можно потеряться во времени и пространстве, глядя на картины этого художника. Крынки — это не единственное поле деятельности художника. Виктор Михайлович побывал во многих уголках тогда ещё СССР — и в Черниговской обл. в селе Седнев, где находятся творческие дачи художников, и в Крыму в г. Гурзуф на южном побережье, и на р. Волга, в Чувашии, в Подмосковье, в Сибири и т.д. У художника было, из чего выбирать, но Крынки запали в душу очень глубоко.
Нам кажется, настоящий художник получается тогда, когда параллельно с чувствительностью, искренностью и любовью есть ещё и мощные знания законов композиции, тона, цвета, рисунка, пластики и т.д., и, конечно талант, который нельзя приобрести, это то, что даётся свыше. Когда все эти составляющие есть, остаётся только работать. Работать в поте лица, не замечая вокруг никаких переделок, катаклизмов, невзгод объективной реальности.
Мы поможим миру только своим творением. «Красота спасёт мир» — говорил Фёдор Михайлович Достоевский, и, наверное, он прав.
Что касается профессиональной стороны художника, возьмём ряд его работ, которые сделаны за последние годы. Виктор Михайлович работает в основном в жанрах пейзажа, натюрморта, реже портрета, но главным образом он работает над пейзажем, который имеет тенденцию незаметно переходить в картину, в жанровую композицию, и, что самое интересное, всё это делается на пленере, на натуре. Этюды отца, сделанные на пленере, не выглядят незавершенными, это уже законченные произведения.
Великолепное, утончённое чувство цвета помогает художнику гармонизировать колористические отношения, тонкие, еле уловимые градации цвета, и при этом не впасть в излишнюю детализацию, разработку лишних деталей.
Это касается всех работ Виктора Михайловича, и в частности одной из его работ, написанного в 1999 г. пейзажа «Ласковая осень». Художник на пределе соблюдает все законы природы, здесь нет ничего случайного, лишнего, так же не хочется ничего добавить. Глядя на эти произведения, боишься вздохнуть, дабы не нарушить эту лёгкость, гармонию – это лиричное состояние картины. Эта работа кажется голографической, какое-то лёгкое движение присутствует в ней, чувствуешь прохладу осеннего воздуха с запахом чистой реки и ещё не полностью жёлтыми листьями.
Пластичное решение картины только дополняет и обогащает композицию. В картине всё оживает: деревья наклонились к реке, прислушиваются к шелесту листьев, всматриваются в плавни, река что-то шепчет камышам, — может она прощается с ними до весны, ведь через некоторое время мороз скует льдом её на долгое время, и она не сможет показать камышу его отражение в своей гладкой как зеркало поверхности. И река не почувствует, не услышит благодарности от камыша поглаживанием нежными метелками по глади воды при лёгком дуновении ветерка. Всё застыло в грусти, в ожидании суровой, жёсткой зимы, пронизывающей насквозь каждый побег. И правда, в произведении «Ласковая осень» присутствует еле уловимый полёт сентиментальности.

После зимы наступит весна, полная сил, энергии, вокруг всё оживёт, начнётся новая жизнь полная радости и веселья. Мы не увидим этой сентиментальности, грусти, присущей осеннему пейзажу, но эта тема ещё впереди…


Максим и  Виктор, художники

 

Вхід