Сайт Відділу документів з мистецтва є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
11.09.2017 12:50

"Спогади про літо" Володимира Гончаренка
Аж не віриться, що ранки вже стали прохолодні, а в нас на ІІ поверсі сонячно і тепло. Літня енергетика...

11.09.2017 11:18

8-й флешмоб для вагітних "Боді-арт на животиках"
10 вересня в стінах нашої книгозбірні відбувся 8-й флешмоб «Боді-арт на животиках», учасницями...

30.08.2017 08:25

Найбільша загадка ХХ століття
«Дика орхідея», «дівчина з очима русалки»… Легендарна муза видатного художника...


Гість | Увійти
Версія для друку

Виктор Михайлович Трапенок

Виктор Трапенок принадлежит к поколению «детей военного времени». С романтическим мировосприятием,присущим его ровесникам, он через всю жизнь пронес веру в искренние человеческие отношения.  Жизненным кредо считал: «Честность. Отдавать себе отчет в том, что ты делаешь. Не кривить душой. Без придури».
Виктор Михайлович Трапенок родился 30 января 1941 года в сибирском селе Атубь Тангуйского района Иркутской области. Его родители были сельскими учителями: отец – директором школы, мать – учительницей младших классов. Их семьи, переселенцы из Пскова, Пемзы, Саратова, оказались в Сибири после Столыпинской реформы, когда масса людей оставила насиженные родные места в поисках нового счастья.
Что касается интереса к изобразительному искусству, то в своей автобиографии Виктор Михайлович писал о том, что он «не мечтал быть художником, хотя рисовал с тех пор, как помнил себя, и в душе имел трепетное отношение, нельзя сказать к искусству, а к изобразительности. Шел от того, что получалось похоже и красиво». Далее он вспоминает, как в школьные годы молодой учитель рисования приобщил его к искусству, какое огромное впечатление оказала на него передвижная выставка из Иркутска: «…До сих пор помню то восхищение, с каким смотрел я на работы. Ощущение правдивости, гармонии цвета и необыкновенной красивости наполнило душу и как бы высветили из мрака еще неясные, но вполне угадываемые контуры храма, к которому предстоит идти всю жизнь…».
В дальнейшем путь к искусству продолжился уже тогда, когда в 1956 году семья переехала в Новую Каховку.
Здесь судьба свела его с семьей Наседкиных. Юрий Константинович был известным архитектором, его жена Мария Николаевна вела изокружок в школе. Можно сказать, что творческий путь Виктора Трапенка начался уже тогда, в школьные годы, когда за исполнение пейзажного этюда «Плавни» он был награжден грамотой.
В эти годы Юрий Константинович познакомил Виктора с Георгием Васильевичем Курнаковым, и эта встреча оказалась для Виктора судьбоносной. Именно Курнаков благословил его на путь художника, посоветовав обязательно поступать в художественное училище.
Следующий этап жизни будущего художника связан со службой в рядах Советской Армии в Подмосковье, где он активно участвовал в создании скульптуры «Воин- освободитель», которая в качестве подарка была отправлена во Вьетнам. Тогда же целый год Виктор Трапенок  вольнослушателем посещал в Москве Высшее художественно-промышленное училище им. С.П. Строганова. Потом успешно сдал вступительные экзамены, был зачислен, но там учиться не стал, а художественное образование получил в Одесском государственном училище им. М.Б. Грекова. Его преподавателями были известные украинские художники В.М. Савранский, Я.В. Киричек, В.Г. Путейко. На третьем курсе училища, в конкурсе студенческих работ картина Трапенка «Напутствие» была удостоена третьей премии и поездкой в Ленинград. Тогда же, в студенческие годы он впервые участвовал в выставке молодых художников, которая проходила в Белгород-Днестровском (1970 год, пейзажи «Серый день» и «Дворик»).

После окончания училища, живя в Одессе, занимался различными художественными работами. В 1972 г. он был зачислен в Херсонские художественно-производственные мастерские. С тех пор его судьба связана с Херсоном. Работая в художественно-производственных мастерских, он выполнял заказы по художественному оформлению архитектурных сооружений города и области: мозаичные панно, декоративные росписи, витражи, резные рельефы и т.д. Однако, в полной мере талант художника, его творческая индивидуальность проявили себя в области станковой живописи.
В наследии Виктора Трапенка – произведения, которые всегда узнаваемы. Пейзажи, натюрморты, портреты.
Мечтой художника было создание тематической картины, которую он считал высшим жанром искусства, позволяющим по-настоящему утвердить себя. Художественная направленность его творчества и поиски живописной выразительности всегда укладывались в рамки реалистического искусства. Он был художником своей эпохи – последнего тридцатилетия прошлого столетия, времени противоречивого и интересного, когда еще не были утрачены лучшие традиции русской и украинской художественных школ, произошла переоценка художественных ценностей, когда реализм «уживался» с самыми крайними авангардными направлениями. Воображение художника питала окружающая жизнь. В результате поездок, путешествий, участия в творческих группах живописного пленэра родились серии «Жатва», «Крым. Гурзуф». Виктор Михайлович постоянно работал над образом Херсонщины, находя его в панорамных индустриальных пейзажах судостроительного завода, городских пейзажах нашего города, но в большей степени – в лирических мотивах села Крынки (серии «Весна в Крынках», «Осень в Крынках»). Эти же проблемы он поднимал и в натюрмортах, «населенных» предметами, которые ассоциируются с природой нашего южного края. Определенное место в творчестве художника заняла серия портретов руководителей Херсонской области, среди которых представлены П.М. Елистратов, Д.О. Проценко, А.Ф. Федоров и др.
На формирование живописного стиля Виктора Тропенка оказали влияние и детские впечатления от величественной могучей природы Сибири, и обучение в Строгановском училище, и традиции одесской живописной школы, и производственная работа в области монументально-декоративного искусства, и влияние творчества художников Херсона. Живописный язык художника определился еще в студенческие годы. Это видно в картинах былинно-эпического жанра «Легенда о зодчих», «Напутствие», а также дипломной работе «Освободители».
Плакатная речитативность образов, крупномасштабность изображения фигур, выдвинутых на передний план, замкнутость пространства – это приемы утвердившегося в те годы так называемого «сурового стиля». В последствие они будут использованы в пейзажах и натюрмортах, жанрах, имеющих непосредственное отношение к природе и наиболее близких к природе.
В натюрмортах, как и в ранних картинах, предметы быта, посуда, овощи, фрукты, цветы на фоне драпировок укрупняются, выдвигаются на передний план, приобретая особую весомость и значимость. Это ощущение усиливается благодаря тому, что художник очень точно передает их материальность, избегая дробной мелкой детализации. («Старая утварь», «Самовар на фоне рядна», «Подсолнухи Херсонщины», «Корзина с овощами» и т.д.).
Подлинным откровением мастера является его пейзажная живопись. Художник лирического мировосприятия, он умел опоэтизировать и индустриальные и городские мотивы. («Дождливый день», «На речке Кошевой»). Множество пейзажных этюдов привозил он из поездок в дома творчества Гурзуфа и Седнева, живописного пленера по Белоруссии и России. Но особенно тонко он чувствовал природу Херсонщины. В этом жанре прекрасно проявилось владение художником всеми живописными техниками: гуашью, темперой, пастелью, маслом. Наиболее любимыми были гуашь и темпера, плотные кроющие краски. Используя их, он блестяще умел передать эффекты солнечного освещения: положенные рядом контрастные цветовые пятна создавали иллюзию ощущения и глубины пространства и его воздушности. («Зной», «Дворик»).
Самые трогательные и искренние произведения Тропенка созданы им на даче в Крынках. Этот благодатный уголок украинской природы не случайно манит многих. Неоднократно его посещал Остап Вишня. Хорошо известно восторженное восклицание писателя: «Яка краса! Оце так благість!» и «Хто в Крим, а я – в Кринки».
Многочисленные этюды Тропенка, которые вошли в серию «Крынки», наполнены ощущением тонкого лирического настроения, созерцательности и покоя. Вот знаменитая раскидистая верба, под которой любил отдыхать Остап Вишня, вот тихие заводи, кроны деревьев на фоне прозрачного голубого неба – мотивы природы Крынков в разное время года, суток и при ее различном состоянии. При сдержанной цветовой гамме сближенных неярких серебристо-голубых и коричневатых тонов колорит пейзажных картин отмечен разнообразием и изысканностью («У старой вербы», «Зябко. Крынки», «У причала. Крынки» и т.д.).
Значительное место в жизни Виктора Михайловича Тропенка заняла общественная деятельность. С 1991 по 1993 год на посту председателя правления он возглавлял Херсонскую организацию НСХУ. В 2000-2009 годах был ее ответственным секретарем. В 2001-2002 годах преподавал живопись в Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств.

Оглядываясь на пройденный Тропенком жизненный путь, воспринимаешь его как подлинно творческую личность, чье наследие стало настоящим культурным достоянием. Не случайно он неоднократно награждался дипломами и грамотами, а в 2004 году был признан лучшим художником года.
Как, к сожалению, часто бывает, Виктор Михайлович Трапенок ушел из жизни неожиданно, полный творческих планов. На мольберте осталась незавершенная картина «Натюрморт с белой гортензией», на столе — сама постановка с цветами, которые не опали, а просто сжались, как бы храня память о художнике.


Лилия Вольштейн, искусствовед

Вхід