Главная Книжная полка Картинная галерея Кто смотрит на нас с холстов?

Кто смотрит на нас с холстов?

О любом произведении изобразительного искусства мы чаще всего знаем две вещи: ее автора и, возможно, историю полотна. А вот о судьбах тех, кто смотрит на нас с холстов, нам известно не так уж и много.

Мы узнали и решили рассказать вам о женщинах, чьи лица нам хорошо знакомы, а их истории – нет.

Каждая из девушек, ставшая музой для известных художников, прошла нелегкий и тернистый жизненный путь, оставив в истории свой след, отображающий ее красоту, женственность и индивидуальность, которыми восхищаются по сей день.

 

Жанна Самари.
Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877 г.

Актриса Жанна Самари хоть и не смогла стать звездой сцены (играла она преимущественно служанок), но повезло ей кое в чем другом: некоторое время она жила недалеко от мастерской Ренуара, который в 1877-1878 годах написал четыре ее портрета, тем самым прославив куда больше, чем это могла бы сделать ее актерская карьера. Жанна играла в спектаклях с 18 лет, в 25 она вышла замуж и родила троих детей, затем даже написала детскую книжку. Но прожила эта обаятельная дама, к сожалению, недолго: в 33 года заболела брюшным тифом и скончалась.

Чечилия Галлерани.
Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем». 1489-1490 гг.

Чечилия Галлерани была девушкой из благородной итальянской семьи, которая в возрасте 10 лет уже была помолвлена. Однако когда девочке исполнилось 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия отправлена в монастырь, где познакомилась с герцогом миланским Людовико Сфорца. Завязался роман, Чечилия забеременела, и герцог поселил девушку в своем замке, однако пришло время вступить в династический брак с другой женщиной, которой, конечно же, присутствие любовницы в их доме не понравилось. Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за обедневшего графа.

В этом браке Чечилия родила четверых детей, держала чуть ли не самый первый в Европе литературный салон, бывала у герцога в гостях и с удовольствием играла с его детьми. Спустя время супруг Чечилии погиб, наступила война, она потеряла свое благосостояние и нашла приют в доме сестры той самой жены герцога, – вот в таких замечательных отношениях Чечилия умудрялась быть с людьми. После войны Галлерани вернула свое имение, где и жила вплоть до своей смерти в возрасте 63 лет.

Джованина и Амацилия Пачини.
Карл Брюллов. «Всадница». 1832 г.

«Всадница» Брюллова – блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Картину Карлу Брюллову – своему многолетнему возлюбленному – заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество. Графиня Самойлова умерла в Париже, прожив остаток своих дней в бедности.

Симонетта Веспуччи.
Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры». 1482–1486 гг.

На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи – первая красавица флорентийского Ренессанса. Симонетта родилась в богатой семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту свое имя). После свадьбы молодожены обосновались во Флоренции, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приемами. Красивая, но при этом очень скромная и доброжелательная Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех ее добивался его брат Джулиано. Красота Симонетты вдохновляла многих художников того времени, среди которых был Сандро Боттичелли. Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер кисти Боттичелли была именно Симонетта. В возрасте 23 лет девушка умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. После этого художник изображал свою музу только по памяти, а в старости завещал, чтобы его похоронили рядом с ней, что и было выполнено.

Жанна Эбютерн.
Амедео Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе». 1918 г.

Они встретились в апреле 1917 года в художественной академии Коларосси. Жанна – 19-летняя студентка, делающая свои первые наброски. Амедео, или, как называли его в богемной среде, Моди (фр. – проклятый), – 32-летний бедный художник, воспользовавшийся возможностью за 50 сантимов получить место с мольбертом и писать обнаженную натуру. Модильяни к тому времени уже 10 лет жил в Париже.

Жанна Эбютерн – единственная из близких ему женщин, кого Модильяни не писал обнаженной. Миниатюрная, тихая, с копной каштановых волос и белоснежной кожей, за что заслужила прозвище Кокосовый Орех, 19-летняя девушка стал женой и ангелом-хранителем 32-летнего живописца. Родня отвернулась от Жанны, возмутившись ее союзом с пьяницей и наркоманом, но та была непреклонна. Когда в 1918 году родилась дочь, тоже Жанна, девочку отправили к кормилице. Мать вскоре снова оказалась в положении. Художник обещал любимой жениться, но до мэрии так дело и не дошло. Жанна прощала ему все. В конце января 1920 года друзья застали художника, лежавшим на кровати в холодной мастерской почти без сознания. У него была последняя стадия туберкулеза. Беременная Жанна сидела рядом, бессмысленно глядя в одну точку. 24 января он умер в больнице для бедных. На следующий день она выбросилась из окна шестого этажа родительского дома. Музе не было места в этом мире без ее гения. Несчастная жена не сумела пережить Амедео. Она вот-вот должна была родить.

Лиза дель Джокондо.
Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». 1503-1519 гг.

Пожалуй, один из самых известных и загадочных портретов всех времен и народов – это знаменитая Мона Лиза кисти великого Леонардо. Среди множества версий о том, кому принадлежит легендарная улыбка, официально в 2005 году подтвердилась следующая: на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Портрет мог быть заказан художнику, чтобы отметить рождение сына и покупку дома.

Вместе с мужем Лиза вырастила пятерых детей и, вероятнее всего, ее брак был основан на любви. Когда супруг умер от чумы, и Лизу также поразила эта тяжелая болезнь, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась и прожила еще некоторое время вместе со своими дочерьми, скончавшись в возрасте 63 лет.

Кейт Шеппард. 1905 г.

Портрет Кейт Шеппард, сделанный по фотографии 1905 года, можно увидеть на лицевой стороне 10-долларовой купюры, выпускавшейся в обращение в 1999 и в 2002 гг. Слева от портрета на банкноте размещены цветы белой камелии, которые вручали членам Парламента, поддержавшим законопроект о предоставлении женщинам права голоса. С тех пор белые камелии, один из сортов которых назвали в честь Кейт Шеппард, стали символом борьбы новозеландских женщин за общественно-политическое равноправие.

Кейт выступала за право женщин голосовать в Новой Зеландии. В 1893 году этот закон был принят, что стало сенсацией в глобальном масштабе. Известная своими нонконформистскими взглядами, она посвятила всю свою жизнь борьбе за права женщин. Среди наиболее важных вопросов, которые благодаря ее действиям пришли к жюри, были также вопросы о праве на контрацепцию, разводе или отмене корсетов. Кроме того, Кейт пропагандировала преимущества велоспорта и других физических упражнений для женщин.

В конце XIX века она учредила Национальный женский совет и была избрана его первым президентом. Организация боролась за равенство в браке и право женщины заседать в парламенте.

В день 100-летия женского избирательного права национальный совет женщин подарил законодательному собранию страны именно камелии, которые высадили у стен парламента. Добавим также, что купюры с портретом Шеппард – как, кстати, и другие новозеландские банкноты – вошли в десятку самых красивых денежных знаков мира.

Эмилия Флёге.
Густав Климт. «Поцелуй». 1908-1909 гг.

На большинстве картин Густав Климт изображал свою спутницу жизни Эмилию. Считается, что на полотне он передал чувства, которые были между ними. В 30 лет Эмилия стала модельером и добилась огромного успеха, – в лучшие времена на нее работали до 80 портних. В 1918 году Климт умер. Последние его слова были: «Эмилия должна прийти». После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него, но сохранила нетронутой «комнату Климта» в Casa Piccalo, превратив ее в уютный музей, где хранились мольберт, одежда, рисунки и мебель художника. После присоединения Австрии к Германии в 1938 году «Сёстры Флёге» потеряли большинство своих клиентов и вынуждены были закрыть ателье. Эмилия Флёге вела уединенный образ жизни. Она умерла в 1952 году, пережив художника на 34 года. Эмилия никогда не была замужем.

Календарь событий

     1 23
4 56 7 8910
11 12 13 14151617
18 19 20 21 22 2324
25 26 27 28293031