Сайт Відділу документів з мистецтва є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
05.12.2017 12:45

У просторі образотворчого мистецтва
Учора вчителі, які підвищують свою кваліфікацію на курсах Херсонської академії неперервної освіти, потрапили...

04.12.2017 10:07

Рок-концерт "Молодь проти СНІДу"
До Міжнародного дня боротьби зі СНІДом 2 грудня в Арт-Підвалі нашої бібліотеки відбувся...

28.11.2017 11:39

Літературно-музична композиція «Українська пісня крізь часи»
Українська пісня – це неповторне і незрівнянне диво. Вона пройшла крізь довгі століття, щоб і сьогодні...


Гість | Увійти
Версія для друку

Глотов А.Л. Голос эпохи: к 70-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого// Русский язык и литература в учебных заведениях. - 2008. - №2. - С. 18-25

Вашему вниманию представляем часть этой журнальной статьи


Не могу представить семидесятилетнего Высоцкого. Снисходительно улыбающегося дежурным юбилейным комплиментам на сцене Театра на Таганке рядом с таким же седовласым Любимовым, с Мариной и Оксаной в первом ряду. Грешно говорить, но тогда не было бы более сотни только монографий о Владимире Высоцком, не считая тысяч статей и интервью с сотнями людей, которые записали себя в друзья Высоцкого.
За те четверть с лишним века, что прошли после его смерти, не просто заголовки в газетах поменялись — планета Земля стала другой. И это не ради пафоса. То, о чем пел Высоцкий, ушло в историю. Но это все еще наша история, мы еще несем в себе дух эпохи: слова, привычки, взаимоотношения. Хотя что-то, и даже многое, особенно для младшего поколения «рожденных в СССР», уже нуждается в историческом комментировании.
А феномен Высоцкого продолжает оставаться загадкой. Непонятно, что именно послужило причиной всей этой атмосферы если хотите — обожествления. Высоцкий по-прежнему для кого-то — хоругвь, знамя борьбы, а для кого-то — жупел, нечистая сила, сокрушившая устоявшийся уклад жизни.
Он не был политическим инакомыслящим, его любимым героем был Ленин, а любимой песней — «Вставай, страна огромная». Он не был выдающимся композитором, вокалистом и гитаристом. Мелодии его песен по преимуществу незамысловаты, голос — далек от совершенства, а аккомпанемент — большей частью представлял собой просто ритмическое сопровождение текста.
Рационально не объяснима фантастическая популярность, даже не популярность, а именно всенародная слава поэта, при жизни которого было опубликовано одно-единственное стихотворение, между тем как нет в русской культуре такого автора, включая величайших, строки которого были бы так распространены в обиходе.
В русской поэзии XX века есть десятки технически более совершенных литераторов, нежели Высоцкий. Авторы воспоминаний упрекают современных Высоцкому поэтов-профессионалов в том, что они не разглядели в нем достойного собрата, относились к нему пренебрежительно. А в этом нет ничего удивительного. В русской литературе просто не было прецедента, чтобы литератор, сознательно творящий на грани «кича», демонстративно отказавшийся от достижений культуры поэтики русского стиха, добивался при этом всеобщего признания (хотел написать — читателя, но в данном случае — слушателя).
Да, многому способствовало возникновение и развитие уникального жанра авторской песни, в рамках которого феерически вспыхнули таланты Окуджавы, Визбора, Галича, Кима, Дольского, Розенбаума и многих других. Но при всей любви и уважении к этим выдающимся явлениям, все они — именно порождения жанра, возможность гениального самовыражения. Но законы авторской песни вполне определенны, и Высоцкий в них практически не попадал, только по внешним признакам: гитара, собственные стихи и авторское исполнение. Все же остальное — совершенно иное. И вот тут надо говорить о совершенно исключительной парадоксальности этого литературного явления — Высоцкий...
Читайте продолжение в журнале.

Вхід