Борис Гмыря. «Абсолютный бас» Украины

История украинской музыкальной культуры насчитывает немало имен, которые представили человечеству лучшие образцы глубоко национального по духу творчества, и одновременно достигли самых больших художественных высот. Среди них – гениальный украинский певец Борис Романович Гмыря.

В приветствии ЮНЕСКО участникам юбилейного вечера 16 сентября 2003 года в Национальной опере Украины по случаю 100-летия со дня рождения певца отмечается:

«Борис Гмыря известен как «Борис Великий» и его величественный бас признан уникальным феноменом, принадлежащим не только Украине, но и мировой культуре в целом. Вокальное наследие певца является неоценимым вкладом в сокровищницу мирового исполнительского искусства. Его философские и эпистолярные труды также представляют большую ценность для мировой культуры».

В лице Бориса Гмыри счастливо соединились художественная интуиция, яркий артистизм и эмоциональность, с одной стороны, и рациональный способ мышления, способность к анализу, с другой. Бог одарил Б. Гмырю необычайной красоты и силы голосом, способным очаровывать миллионы людей, касаться самых сокровенных струн их души. А он сумел распорядиться этим Божьим даром, не растерять его.

 

Борис Гмыря (5.08.1903, Лебедин Сумской области – 1.08.1969, Киев) пришел к музыкальному искусству в довольно зрелом возрасте (33 года). Только в 27 лет получил среднее образование и возможность дальнейшего обучения. С отличием окончил Харьковский инженерно-строительный институт (1935) и Харьковскую консерваторию (1939).

Особняком стоят два года оккупации на захваченной фашистами Украине, которые негативно сказались на его судьбе. Население Харькова, где в это время был Гмыря, разделилось на 2 категории – вымирающие и выживающие. Вымирающие – те, кто не способен был получать пищу в отрезанном от сельских районов Харькове. Выживающие – те, кому захватчики дали работу. Гмыре предложили петь офицерам в ресторане. Отказ означал смерть для него и его окружения от пули или голодной смерти. Фашисты в рекламных целях снимали его выступления на кинопленку и подавали этот материал населению со своими комментариями, выпускали Гмырю на радио и даже организовали его концерт перед Гитлером. Затем высылали за ним дважды самолет из Берлина, от чего Гмыре удалось увернуться. А увезти его с собой при отступлении не удалось, поскольку быстрое наступление Советской армии отбило обоз, в котором находился певец. С 1936 года Борис Гмыря вел дневник. Эти два страшных года остались неосвещенными и первая запись после освобождения была: «...трудно вспоминать это время, необходимо отойти душой».

Он, как губка, жадно впитывал все знания, которые были необходимы ему, как профессионалу. Продолжал учиться в течение всей своей такой непродолжительной, но такой насыщенной и плодотворной в творческом плане жизни.

Солист Харьковского (1936) и Киевского (1939 – 1957) театров оперы и балета, лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1939) и Государственной премии СССР (1952), народный артист СССР (1951).

Репертуар Бориса Гмыри – 600 камерных произведений, 40 оперных партий (спел 75 арий), 85 фрагментов из вокально-сценических и симфонических произведений. Это позволило фирме «Мелодия» (Москва) выпустить рекордное количество пластинок – 200, тираж которых составлял от 100 000 до 600 000, переиздавались они 120 раз.

Певец хорошо разбирался в живописи, скульптуре, театральном искусстве, часто посещал художественные выставки, спектакли в разных театрах, и всегда имел собственное мнение относительно того или иного явления. Безусловно, такой колоссальный багаж знаний, впечатлений, исключительный художественный вкус и общая культура способствовали формированию неповторимого исполнительского стиля Бориса Гмыри. Его пение несло в себе неповторимое своеобразие, образность, задушевность. В его манере захватывала безупречная вокальная кантилена и кристально чистая интонация. Борису Романовичу были присущи редкий артистизм и сильный темперамент в сочетании с чувством меры и безупречным вкусом. Он был очень строг к себе в вопросах музыкальной интерпретации, не позволял себе никаких внешних эффектов. Все было подчинено основному – художественному замыслу композитора, а также выразительности донесения до слушателя музыкального произведения. По исполнительской манере Бориса Романовича можно сравнить разве что с незабываемым Святославом Рихтером.

Вокальная техника Бориса Гмыри была доведена до идеала, и это давало ему возможность искусно воспроизводить сложные образы оперного или камерного репертуара. Певец был одинаково непревзойден в обоих жанрах. Камерному же репертуару придавал особое значение (он исполнил более 300 украинских народных песен и романсов).

«...Романс возник из народной песни, а я любил песню с детства. Итак, романс, как высшая форма песни, становится органичной для моей исполнительской деятельности ... Вся моя оперная деятельность шла рядом с камерной. Меня привлекала миниатюрность произведения, в котором словам тесно, а мыслям просторно…» (Б. Гмыря, 1966).

Очень тщательно Борис Романович работал и над камерными произведениями: глубоко проникал в суть поэтического текста, шлифовал вокальную интонацию, доводя ее до совершенства. Музыкальная интонация, поэтическое слово и тембр в его исполнении составляют неделимое единство.

Художник тонко чувствовал тональность произведения: во многих клавирах романсов его рукой написаны пожелания о ее замене. Объясняется это не тесситурными ограничениями певца. Наоборот, его мощный голос легко овладевал любым произведением не только басового, но и баритонового репертуара. Все тональные изменения, которые он предлагал, продиктованные, прежде всего, его тембровым ощущением: он находил более адекватную тональность для полного воспроизведения концепции исполняемого произведения. Все предлагаемые им коррективы логически оправданы, поскольку вытекают из концепции произведения, собственной исполнительской интерпретации и способствуют более выразительному и полноценному художественному эффекту.

Особую любовь певец проявлял к украинской народной песне.

«Украинская песня, как солнце, как вода, словно любовь матери, окутывала меня с тех пор, когда я еще говорить не умел, но петь уже пел. Еще маленьким мальчиком я прислушивался к песням, которые отец пел для того, чтобы работа шла лучше ... Я воспитывался на народной песне... Украинская песня окутывала, пеленала меня, и, конечно, не могло случиться так, чтобы она не достигла тех высот любви, которой я проникнут и сейчас к ней, когда стал певцом» (Б. Гмыря, 1963).

В репертуаре певца – песни разных образных и жанровых характеристик: героико-исторические, лирические, шуточные и др. Сколько душевного тепла вкладывал он в каждую музыкальную фразу, в каждое слово! Казалось, что весь национальный дух украинский, генетический код народа сконцентрированы в его голосе. Поэтому пение Бориса Гмыри трогает до глубины души, пробуждает историческую память, национальное сознание и гордость за свой народ, свою Родину. Исполняя украинские песни, Борис Гмыря ставил перед собой задачу «смыть с них дилетантский ил и подать во всей добродетели народной».

Борис Гмыря свое Божье пение и актерский дар вплел в венок бессмертия Великого Кобзаря. С первых шагов на творческой ниве (1940) певец включает в свои концерты музыкальные произведения на стихи Кобзаря «Гей літа орел», «Реве та стогне Дніпр широкий», «Від села до села», «Зоре моя вечірняя», «Така її доля», «Думи мої», «Учітеся, брати мої!» и другие.

В репертуаре Бориса Романовича много авторской музыки: романсов и песен разных композиторов и поэтов, украинских народных песен, аранжировки которых осуществили Н. Лысенко (например, «Ой ти, місяцю-зоре»), Л. Ревуцкий, К. Стеценко (например, «Дивлюсь я на яснії зорі»), Я. Степовой, Ю. Мейтус, К. Данькевич, Ф. Надененко. Все камерные произведения, входящие в репертуар певца, «композиторские», «шевченковские» или украинские народные песни не противоречат друг другу по содержанию, стилистическому происхождению, а четко и определенно выстраивают ту величественную Вселенную, которая называется искусством Бориса Гмыри.

Он пел так, что специалисты не верили, что такое возможно. Те, кто слушал его, забывали, что они на земле. Он виртуозно исполнял партии, которые под силу немногим исполнителям. Его называли «Борис Великий», его голос – «абсолютным басом», его знают во всем мире. Для нас важно то, что Гмыря достиг мировых вершин именно в Украине, а не в Москве, Париже или Нью-Йорке. Лебединцы, как земляки, помнят и чтят великого певца. Каждые 2 года в городе проходит областной конкурс украинской песни имени Бориса Гмыри «С именем знаменитого земляка».

Источник

 

 

Гаврилець Г. Виконавський геній Бориса Гмирі / Г. Гаврилець, Г. Принц, Н. Цимбаліста // Романси та українські народні пісні з репертуару Бориса Гмирі. – К.: Музична Україна, 2003. – С. 3 – 6

 

 

Литература

 

  1. Гмиря і Шостакович / Г.В. Принц; М. Копиця, Н. Цимбаліста; ред. Л. Верьовка, передм. В.А. Гмиря, худож. Н. Дубенюк, худож. І. Вештак-Остроменська – К. : Логос, 2006. – Бібліогр. в підрядк. прим.. – Імен. покажч.: С. 286 – 294. – 296 с.

  2. Українська біографістика: зб. наук. пр. Ін-ту біогр. дослідж. / Т.І. Ківшар; Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського; Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського; відп. ред. Н.П. Марченко – К. : НБУ ім. В. І. Вернадського, 1996. Вип. 9: / відп. ред. Н.П. Марченко – Бібліогр. наприкінці ст. та в підрядк. прим.. – 454 с.

  3. Король Віктор. Борис Гмиря і вічність / В. Король // Історія в школі. – 2011. – N 3. – С. 11 – 17.

  4. Шпак Віктор. Борис Гмиря просив не завантажувати його небасовими партіями / В. Шпак // Урядовий кур`єр. – 2013. – N 141 (7 серп.). – С. 1, 21.

  5. Божественний бас: 110 років від дня народження Бориса Гмирі // Віче. – 2013. – N 15. – С. 67.

  6. Калинковицька Ірина. Відлуння / І. Калинковицька // Музика. – 2015. – N 6. - С. 9 – 11.

  7. Стріха Максим. Другий відкритий лист ректору Національної музичної академії України М. О. Тимошенку / М. Стріха // Слово Просвіти. – 2019. – N 49 (5 – 11 груд.). – С. 4 – 5.

 

Календарь событий

     12
345 6 789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31