Мария Примаченко и ее чудесный мир

Украинская художница Мария Примаченко (январь 1909 – 18.08.1997) признана выдающейся в мире представительницей наивной живописи. О её рождении есть запись в церковной книге села Болотня Иванковского района на Киевщине. Сегодня ее картины хранятся в государственных музеях Украины, а также в частных коллекциях. Работы Марии Примаченко – своего рода визитная карточка Украины, но все удивительные звери и растения с ее картин родились в воображении инвалида детства. Переболев полиомиелитом, Мария всю жизнь тяжело передвигалась, и, несмотря на потрясающую работоспособность, результатом которой стали тысячи картин, удостоенных наград на международных выставках и государственных премий, семья Примаченко всю жизнь нуждалась, ведя обычную сельскую жизнь.

Она никогда не гналась за славой или признанием: хотя ее работы выставлялись во всех уголках мира, художница не покидала родного села, чтобы успевать за успехом своих диковинных зверей и цветов.

Затворницей была, жила простой сельской жизнью. Родной дом, где Мария выросла и воспитала сына, а потом помогала нянчить внуков, был ее крепостью и одновременно источником силы. И в доме убранство было простое: Мария Авксентьевна не позволяла клеить на стены обои, а полы застилать коврами, двери из года в год красились краской, непременно зеленой – любимого цвета. Родной дом также стал первым объектом, на котором маленькая Мария испытала свои художественные способности.

Творчество в семье Примаченко было в почете. Отец был талантливым плотником, мать – лучшей в селе мастерицей по вышивке, а бабушка создавала виртуозные орнаменты на писанках. Мария же начала свой путь в мир искусства с глины.

«Начиналось все так. Как-то возле дома, над рекой, на красивом лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в пеленку и разрисовала наш дом», – рассказывала художница.

Далее – рушники. Примаченко серьезно увлеклась вышивкой в ​​1920-30-х годах. Даже школу для народных мастеров посещала. Ее заприметила другая художница из столицы Татьяна Флору. Она и заставила Марию развивать свой талант. Так начались эксперименты с глиняными изделиями и красками.

Мария Примаченко создавала сказочные миры в направлении наивного искусства, или примитивизма. Что такое «наивное искусство»? Это стиль упрощенных форм, «чистых» цветов и свежего взгляда. Сюжеты картин завязаны на фольклоре, а внешне напоминают детские рисунки. И в этом стиле рисовали не только художники-самоучки, но и художники с академическим образованием, умышленно хотели сократить количество художественных средств с определенной целью.

Нашу художницу иногда сравнивают с Босхом и Хичкоком – художниками апокалиптических видений. В 1971-м она написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как предчувствие Чернобыльской трагедии – именно тогда начали строить ЧАЭС с ее четырьмя реакторами. Вот и на той картине – лес, а в нем светятся четыре могилы, похожие на четыре солнца или четыре огромных яйца в разрезе, – огненный желток, а в нем солдатская каска. Картины Примаченко якобы традиционно «украинские», но это – страна мечты, а не реальности.

Произведения Марии Примаченко свидетельствуют о том, что за ними стоит большая, разнообразная школа народного искусства, многовековая культура народа. Ее творчество – как сгусток эмоциональных впечатлений и от сказок, и от легенд, и от самой жизни. Нередко та или иная ее композиция появлялась во сне, а потом рисовалась на бумаге. Благодаря вдохновенному таланту художница сумела уловить и выразить интонацию украинской культуры, донести – «на радость людям» – ее теплый и человечный тембр.

Творчество Марии Примаченко – единственное в своем роде и очень многогранно. Если вспомнить известное выражение «стиль – это человек», то Мария Примаченко – это стиль.

Хочется вспомнить и о творческом содружестве двух мастеров – Марии Примаченко и Михаила Стельмаха, которое подарило детям замечательные книги «Журавль» и «Аист принимает душ». Художница также выполнила иллюстрации к украинским народным детским песням «Ой коньки-сиваши». По характеру мировосприятия рисунки Марии Авксентьевны больше соответствуют образной структуре детских сказок. И что очень интересно – она ни ​​в одной из выставочных работ не повторяет свои блестящие иллюстрации.

 

Чудесное мышление Примаченко стало источником вдохновения для многих украинских художников. Повлияло оно на Татьяну Яблонскую (определенный период творчества), очаровало Аду Рыбачук и Владимира Мельниченко, когда создавали они свои монументально-декоративные композиции, вдохновило Ольгу Рапай. Среди искренних сторонников ее творчества были Василий Касьян и Николай Глущенко, Николай Бажан и Михаил Стельмах.

Работы Примаченко можно условно разделить на: сюжетные (фигуративные); знаковые; анималистические; ритмико-орнаментальные; бытовые (с начала 1970-х).

Марии Авксентьевне Примаченко, крестьянке из тихого полесского села, благодаря исключительной одаренности, мужеству, трудолюбию, суждено было соединить свою творческую судьбу со всем сложным и красочным миром современного искусства.

Есть какая-то закономерность в том, что люди, щедро одаренные природой, не ограничиваются одним видом творчества, – их талант проявляется буквально во всем: вспомним, хотя бы, письма Екатерины Билокур, эти маленькие поэмы в прозе. Мария Примаченко – поэтесса реализовала себя в собственных подписях к картинам. Они всегда связаны с эстетическими и морально-этическими установками народу.

  • «Зорі дарю жінкам, що залишились одні. Пусть вони не забувають годи молодиє, що їх покрала війна. Будь проклята вона».
  • «Квіти – перемозі. Засвітило сонце заплаканим матерям, які побачили своїх синів».
  • «Та звірина йде й дрімає собі, їсти шукає, то й наряди не на умі, коли їсти хочеться, то нічого не хочеться».
  • «Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко саме упало в рот, а воно його в лоб». 
  •  «А я гусей пасу. Чую – «чигирк», це крокодил під сороку. Дивлюсь – верба схилилась, на вербі крокодил. А біля крокодила – мартишка, жінка його. Він – у нірку, а вона – на вербі. Отак, коли за звіра заміж підеш, – у нього своє, а в тебе – своє".
  • «Осінь йде на рябом коні, листя опадає, людям багатство попадає».
  • «Довгохвоста видра на Вкраїну забігла. На Вкраїні добре жить, один робить – сім лежить. Шутка».
  • «Медведиця із малюком на курортах. А ведмідь удома лапу ссе. Горе тому, який мужик не може готувати собі».
  • «Цвіти цвіт України, як дівчина в день шлюбу. Будь щаслива і багата і всім добрим людям будь рада».
  • «Павичка жде свого з космосу чоловічка».
  • «Старий дід пас худобу біля четвертого блоку, і надів на корову капронові мішки, щоб не захворіла. А вона травичку кушає і діда не слушає». 

 

Общечеловеческая тема борьбы добра и зла проходит через всё ее искусство. Добро у нее всегда побеждает. Тема радости бытия сочетается с темой печали.

При жизни Примаченко написала тысячи картин. Около 650 работ содержатся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве.

Ее творчество продолжает жить и в XXI веке в разных произведениях современного искусства, как, например, стрит-арт, в киноискусстве. Дизайнеры успешно используют фантастические образы с картин Марии Авксентьевны в офлрмленни одежды, аксессуарв, уникальных интерьеров и даже транспорта и др.

«Я хочу, чтобы всем людям было счастье и здоровье. И медали носили. И счастливы были, и чтобы мирно жили, чтобы они красовались в мире, и цвели, как мои цветы! Я стараюсь для людей, чтобы все было на радость людям, чтобы люди понимали, что у нас есть Украина дорогая», – говорила художница.

Умерла Мария Примаченко 18 августа 1997.

Незадолго до смерти Мария Авксентьевна говорила, прощаясь: «За мной не плачьте, я не пропаду на том свете... У меня там тоже будет работа, только надо взять с собой красивые краски и бумагу – я все помню. Я вас никогда не забуду и всем людям навеки завещаю любовь. Мне виделось: любовь, еще такая любовь будет на земле – порядок будет. Живите с миром»...

Некоторые интересные факты о Марии Примаченко:

  • Говорят, при жизни украинская художница своих картин не продавала – только дарила. А зарабатывала тем, что шила рубашки.
  • После смерти своего мужа в начале Второй мировой войны Примаченко почти 20 лет не брала в руки кисти.
  • У художницы много наград – «парижская медаль» (потерялась во время транспортировки в Украину); она стала лауреатом Премии им. Шевченко (1966); затем заслуженной деятелем искусств Украины (1970) и народной художницей Украины (1988); в 1994 году ее наградили Почетным знаком отличия Президента Украины.
  • Работы Марии Авксентьевны, выставляемые на международных выставках, в отличие от её самой, объездили весь мир... Ею восхищались Пикассо и Шагал.
  • Во время Чернобыльской катастрофы (1986) она отказалась уезжать из 30-километровой зоны.
  • О художнице сняли фильмы – «Диалоги с народными мастерами Марией и Федором Примаченко» (режиссер – Владимир Савельев) и «Сотвори свое солнце» (сценарист – Григорий Местечкин).
  • Изображение Примаченко в 2008 году появилось на серии памятных серебряных монет «Выдающиеся личности Украины».
  • В честь Марии Примаченко назвали звезду № 14624, расположенную между Марсом и Юпитером.
  • 2009 год, по решению ЮНЕСКО, стал годом Марии Примаченко (к 100-летию со дня рождения художницы).
  • Ко Дню Независимости в 2018 году инсталляциями, которые являются копией ее работ, украсили два торговых центра Киева.

Ольга Руптанова

Календарь событий

     12
345 6 789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31