Главная Новости Сара Бернар. Первая суперзвезда

Сара Бернар. Первая суперзвезда

22.10.2019 10:02

175 лет назад (22 октября 1844 г.) в Париже родилась Сара Бернар (урожденная Генриетт Розин Бернар) – французская актриса, которую в начале ХХ века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю».

Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».

Cреди актрис до кинематографической эпохи соперниц у нее не было: более сорока лет она вызывала восторг, ненависть, любовь не только у театралов, но и у тех, кто никогда не посещал театр. К концу жизни ее имя воспринималось как название некого феномена. Когда ее впервые отвели в театр, Сара навсегда заболела «болезнью красного и золотого», как называл любовь к театру Жан Кокто. Ей показалось, что вся ее предыдущая жизнь – и заброшенное детство в деревне, и учеба в монастыре – была лишь приготовлением к театральному таинству, к посвящению в актрисы.

Сильные стороны ББ – «Божественной Бернар» – в юности считались непростительными недостатками, мешавшими карьере. Знаменитые золотистые волосы Сары, которые модерн так удачно стилизовал то под морские волны, то под стебли распускающихся ирисов, чуть было не послужили причиной провала на выпускных экзаменах.

Сара никогда не меняла своих привычек, даже если они вредили ее репутации. Никогда не иди на поводу у публики, никогда не отказывайся от своих причуд, это поставит тебя в один ряд с простыми смертными, твердила она, а быть простым смертным – это как раз тот общечеловеческий порок, с которым Сара боролась всю жизнь, укладываясь спать в обитый бархатом гроб.

Прославила Сару роль мальчика – венецианского пажа в пьесе «Прохожий». На протяжении всей карьеры Сара любила перевоплощаться в юношей и прекрасных принцев. В 56-ть она играла двадцатилетнего герцога Рейхштадтского, и появлялась на сцене в плотно облегающем белом мундире и офицерских рейтузах. Она была первой женщиной, сыгравшей Гамлета, и имела в планах образы Скупого и Мефистофеля. Громкий успех обрушился на Сару после того, как она сыграла роли трагических героинь, раздираемых страстями. Как завороженная, публика смотрела на эту худую женщину и хотела походить на нее. Удивительно, но трагические эффекты, которых Сара добивалась на сцене, никак не сказывались на ее цветущей внешности, на ее фарфоровом лице. Героини Сары – Федра, Медея, леди Макбет – проходили сквозь ее жизнь, как китайские тени, не причиняя  вреда. Все морщины, изъяны, седые волосы достаются ее героиням, ее театральным двойникам, в то время как реальная Сара Бернар не старится и в 65-ть играет четырнадцатилетнюю Джульетту.  Баснословные гонорары, еще более баснословные траты, свита поклонников, фанаты по всему миру, беззастенчивая самореклама – такой голливудский стиль жизни был опробован Сарой в ту эпоху, когда кино еще не существовало.

К сорока годам Сара достигла всего, что хотела. Она стала европейской знаменитостью, жила на широкую ногу. Известное парижское фотоателье Надара специализировалось исключительно на ее снимках. Виктор Гюго написал для нее пьесу «Рюи Блаз» и подарил бриллиантовую каплю на золотом браслете.

Париж станет тесен для Сары, и она всерьез задумается о том, как избежать ловушек актерской профессии. И тут ее осенит: турне!

Благодаря своим ошеломительным турне Сара Бернар стала первой актрисой, доказавшей миру, что слава лицедея может сравниться с известностью королей.  Однажды она провела на гастролях 32 месяца, дав представления в Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Афинах, Константинополе, Лондоне, Сиднее.

То, что современники называли феноменом Сары Бернар, не состоялось бы, не побывай актриса с гастролями в Америке. Здесь она поняла, что быть звездой – означает постоянно сочинять себя, подогревать интерес публики скандальными романами и шокирующими заявлениями. Не все в Соединенных Штатах знали, чем именно занимается Сара Бернар, но к концу позапрошлого столетия упоминание ее имени было чем-то вроде бегущей строки в новостях. Рассказывали анекдот о ковбое, который проскакал триста миль, с пистолетом отвоевал себе место в зале и лишь потом осведомился, что именно делает эта Сара – поет или танцует. Когда ей, уже умирающей, предложили сняться в голливудском фильме «Ясновидящая», она не отказалась и устроила съемочную площадку прямо у себя в холл-салоне. Сколько европейских актеров грезили о голливудском контракте, а к ней Голливуд приходил на дом!

Сара Бернар сыграла более 130 ролей. Отличалась невероятной работоспособностью. Она вдохновляла Оскара Уайльда, Эдмона Ростана, Марселя Пруста, Альфонса Муху. Сара была первой поклонницей Жана Кокто и последней любовью Виктора Гюго. Пуччини увидел Сару Бернар в пьесе «Тоска» и вдохновленный ее игрой написал знаменитую оперу.

К концу ХIХ века Сара Бернар прославилась как самая изображаемая актриса эпохи, ее лицо было повсюду – на дагерротипах, карикатурах, в сериях фотографий.

Эта женщина до самого конца оставалась сверхоригинальной и неподражаемой. Она могла предстать перед публикой куртизанкой, монахиней, странствующей императрицей, «Божественной», завоевательницей, сиреной, дуновением ветра, журчанием воды… И только одного она себе никогда не позволяла – женской слабости.

В отделе искусств к 175-летию французской актрисы действует выставка-портрет «Сара Бернар – первая суперзвезда», которая позволяет вновь окунуться в эпоху Божественной Бернар и узнать больше интересных деталей о самой знаменитой актрисе за всю историю…

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

    123
4 56 7 8910
11 1213 14 151617
18 1920 21 222324
252627282930