Главная Новости Японское искусство с украинским ароматом

Японское искусство с украинским ароматом

25.11.2021 09:27

В мире много талантливых людей, у которых каждый час рождаются идеи. О них так хочется рассказать. Поэтому сегодня знакомимся ближе с необычным творчеством известной украинской флористки Инны Петренко.

Композиция ханакубари (в переводе с японского – «распределение или аранжировка цветов») строится на использовании энергии материалов: каждый из элементов становится в ней опорой другого, позволяя автору работать с балансом и устойчивостью. Особое удовольствие в этом мастера получают от обращения к философии минимализма и стремления продемонстрировать красоту «великого в малом».

Это одна из техник флористики, которая по силам всем: и для детей, и для взрослых она в первую очередь является игрой, цель которой – просто развлечься. Также ханакубари – своеобразный конструктор. Во-вторых, техника может быть интересна дизайнерам как инструментарий для очень легкого и, главное, быстрого способа украсить пространство.

Техника помогает развить творческий навык и креативность, создать своеобразный WOW-эффект благодаря только подручным средствам. Особенно интересно, когда ее используют архитекторы, ведь у них есть необходимые знания, которые касаются сопротивления материалов, они хорошо чувствуют объемы и линии, знают, как все это должно «работать». Люди этой профессии создают «живые» композиции, способные еще и видоизменяться в процессе (когда просыхают расщепы или растения обретают другой угол наклона и т.п.). Именно архитекторы могут полностью испытать все возможности ханакубари как креативной техники.

Для студентов других профильных специальностей это отличный конструктор, материал для изучения на практике основ композиции без Photoshop и InDesign! Да, усовершенствовать творческий навык можно на простых и понятных предметах, например, на баклажане, цветке или весе.

Но вернемся к созданию ханакубари нашей землячкой. Сама Инна Петренко часто обращается к изучению украинской ментальности, и для нее очень важны традиции. Украинцы имеют большой багаж рукотворных техник, уже в XIX в. использовались в обиходе. Например, издавна существовала возможность выбора молодой невестой одного совершенно свободного дня, который она могла посвятить своим личным делам. И чаще всего в такие дни в селах проводилось условное собрание женских «клубов по интересам»: «понеділкування» или «вiвторкування», во время которых проходила своеобразная передача опыта. Женщины вместе вышивали или ткали, делились секретами и «лайфхаками». Так и флористика Инны начинала с создания купальских венков, ведь мастерица выросла за городом, проводила все время в поле, поэтому сегодня передает это ощущение свободы в собственных работах.

Как именно украинский контекст отражается на изначально восточной технике? Всем известно, что в Японии глубоко укоренилась традиция любования одним цветком. Но есть ли такая традиция у нас? Возьмем, например, повесть украинского писателя Ивана Нечуя-Левицкого, написанную в 1878 году, – «Кайдашева сім'я». Мы заходим в дом. Здесь у нас полотенца в цветочек, дерево, иконы «заквітчані», девушка собирается на вечерницы в венке. Выходит, что такая красота нашему подсознанию знакома давно. Поэтому и на ханакубари мы будем смотреть как на что-то привычное, хотя все-таки немного иное, но очень интересное.

Работа в технике ханакубари строится на использовании энергии материала и представляет интересную альтернативу применению флористической губки. Каждая из деталей композиции является опорой другого элемента и таким образом выстраивается сложный баланс работы. Поэтому на первый взгляд хрупкая композиция на деле имеет отличную устойчивую конструкцию.

Ханакубари пришло из Азии как часть искусства икебаны, поэтому не стоит ожидать от таких работ большой декоративности и использования большего количества материала. Как и в большинстве азиатских техник, здесь главный упор делается на композицию и движение линий, передающих мощную информацию и эмоциональный подтекст.

К тому же это искусство отлично сочетается с концепцией Zero Waste, ведь здесь можно использовать остатки цветов и материалов. Чтобы понять суть гармонии, заключенной в икебане, и путь к ее воплощению, вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Совершенство достигается не тогда, когда уже ничего нельзя добавить, а тогда, когда ничего нельзя убрать».

И еще немного философии. Согласно древней притче, мастер Сен-но Рикю, живший в XVI веке, срезал всю повитуху в своем саду перед визитом императора Хидэёси, который запланировал поездку с целью полюбоваться знаменитым садом мастера. Лишь найдя в комнате для чайных церемоний икебану из одного цветка, удивленный опустевшим садом император понял – всеми остальными Рикю пожертвовал ради выбора лучшего.

Сейчас в Японии и мире существует множество школ икебаны, но обучение в каждой из них базируется на одном постулате: созерцая красоту и утонченность растений, наблюдая за их медленным увяданием, человек получает возможность узнать, что бренность жизни не отменяет красоту, которая тоже не вечна…

Подготовила Ольга Руптанова.
По материалам pragmatika.media.

Литература по теме из фондов библиотеки:

  1. Єрофєєва Людмила. Флористика як засіб естетичного, екологічного та духовного виховання особистості [Текст] / Л. Єрофєєва // Трудова підготовка в закладах освіти. - 2009. - N7/8. - С. 27-30.
  2. Суханова Нона Петровна. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка/ Н.П. Суханова; С.А. Амбарян – М. : Колос, 1994. - 285 с.
  3. Клевенская Татьяна Марковна. Цветочная аранжировка/ Т.М. Клевенская; В.П. Панкратов - М. : Агропромиздат, 1988. - 173 c.
  4. Табунщиков Николай Петрович. Аранжировка цветов/ Н. П. Табунщиков – Киев : Реклама, 1988. - Библиогр.: с. 152-153.
  5. Цветкова Нина Витальевна. Цветы-символы [Текст] : литературно-познавательный час / Н.В. Цветкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Библиотека "Бибинформ". - 2009. - N4. - С. 52-54.

Календарь событий

     12
345 6 789
10 1112 13 141516
17 18 19 20212223
24 25 26 27282930
31