Мистецтво палеху
85.852
И 86
Искусство Палеха [Изоматериал] : [к-т открыток] / авт.-сост. В. Скрябина ; фот. А. Шпикалов. – М. : Сов. Россия, 1980. – 15 c.
СОДЕРЖАНИЕ
- И.В. Маркичев. Охота на лису. 1942
- И.И. Голиков. Пляска. 1925
- П.Д. Баженов. Журавль и цапля. 1941
- Г.К. Буреев. "Ох, как скучно!". 1944
- И.В. Маркичев. Жнитво. 1925
- А.В. Ковалев. Колхозные частушки. 1956
- Т.И. Зубкова. Видение Китежа под водой. 1968.
- Д.Н. Буторин. У лукоморья. 1925
- Д.Н. Буторин. Медный бунт. 1935
- В.М. Салабанов. Чичиков у Коробочки. 1936
- Д.М. Турин. Женитьба Павла. 1934
- В.Ф. Морокин. Встреча русского посольства Петра І. 1975
- Б.М. Ермолаев. Арабские сказки. 1968
- И.М. Баканов. Сказка о золотом петушке. 1934
- П.Д. Баженов. Дюк Степанович. 1940
- В.М. Ходов. Палех. 1970
Широко известны в нашей стране и за рубежом палахские чернолаковые шкатулки, украшенные тончайшей миниатюрной живописью. В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось после Октябрьской революции на основе древних традиций народного иконописания.
Сюжеты для своих росписей палешане в основном черпают из русских народных сказок, легенд, песен, произведений классической русской литературы. Находят отражение в их творчестве и эпизоды древней и современной истории.
В подборку открыток вошли работы художников из Государственного музея палехского искусства.
Талантливым основоположником современного палехского искусства был Иван Иванович Голиков, заслуженный деятель искусств РСФСР. Его миниатюры с их декоративным цветом, подчеркнутой динамикой композиций полны яркой экспрессии. Примером этого служит роспись Голикова "Пляска" (1925).
Поэзия А.С. Пушкина сыграла огромную роль в развитии палехского искусства. Все художники в своем творчестве отдают ей дань. В подборке открыток две работы на сюжеты пушкинских произведений: "Сказка о золотом петушке" (1934) И.М. Баканова и "У лукоморья" (1925) Д.Н. Буторина. Оба художника – тоже заслуженные деятели искусств РСФСР.
Роспись Баканова с многочисленными фигурами в архитектурной экзотически сказочной обстановке поражает фантазией, эпическим размахом и одновременно изяществом исполнения. Работа Буторина по решению проще, но в ней своя поэзия и своя интересная образная и декоративная подача персонажей.
Буторин создал одну из интереснейших исторических сцен "Медный бунт" (1935). Реалистически изображены архитектура села Коломенского под Москвой с церковью Вознесения и не сохранившийся до наших дней деревянный дворец Алексея Михайловича. В массовой сцене художник наделил характерными чертами каждое действующее лицо.
Старейший народный художник РСФСР И.В. Маркичев любил изображать жнитво. В его многочисленных композициях на эту тему жницы величавы, их движения неторопливы, но в них ощущается сдержанная внутренняя динамика. Другие работы художника отличаются повествовательностью. Страстный любитель природы, он создал серию росписей с изображением сцен охоты – "Охота на лису" (1942) – и рыболовства.
Колористически прекрасна миниатюра Д.М. Турина "Женитьба Павла" (1934). Сцена веселой народной гулянки, написанная на текст песни А.В. Кольцова, полна чистосердечности и трогательной романтики.
В.М. Салабанов в росписи "Чичиков у Коробочки" (1936) в единой композиции соединил три разновременных эпизода. Сатирическая манера изображения в трактовке фигур и лиц Чичикова и Коробочки подчеркивает гротескность сцен.
П.Д. Баженов – художник старшего поколения. Его миниатюру "Дюк Степанович" (1940) можно назвать изобразительной поэзией, здесь раскрываются содержание былины, ее фантастика и поэтичность. Не менее интересна роспись "Журавль и цапля" (1941), решенная в сказочно-поэтическом плане.
Г.К. Буреев – мастер жанровых композиций на песенные сюжеты. На слова лирической народной песни создана им миниатюра "Ох, как скучно!" (1944).
А.В. Ковалев, художник среднего поколения, в росписи "Колхозные частушки" (1956) в поэтической форме показал отдых молодежи в современной деревне.
Художник Б.М. Ермолаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, в основном создает миниатюры на сказочные темы. Любитель орнамента, он разрабатывает всевозможные его формы и наполняет им свои росписи. "Арабские сказки" (1968) – одна из росписей серии на сюжет сказки "Шахеразада".
В работах Т.И. Зубковой, заслуженного деятеля искусств РСФСР, важную роль в создании образа и настроения играет пейзаж. К лучшим ее росписям относятся пять пластин на сюжет легенды "Сказание о граде Китеже". Они создавались художницей под сильным впечатлением от прослушанной оперы Н.А. Римского-Корсакова. Миниатюра "Видение Китежа под водой" (1968) отличается смелым композиционным решением, динамикой и поэтичностью.
В декоративно-условном плане решил В.Ф. Морокин исторический момент в миниатюре "Встреча русского посольства Петра І" (1975). Индивидуален и исторически достоверен облик персонажей.
Сказочный Палех, населенный любимыми персонажами известных миниатюристов-палешан, создал В.М. Ходов в росписи "Палех" (1970). Вокруг поселка с достопримечательными постройками изображены сцены со сказочными героями, и всему этому улыбается солнышко в ярком ореоле.
Репродуцированные миниатюры говорят о самобытности искусства, об ярком индивидуальном почерке каждого мастера.
А. Страхова