Главная Книжная полка Просветительский мини-проект «Творческие личности Украины» Марк Кропивницкий. Незабываемый корифей украинской сцены

Марк Кропивницкий. Незабываемый корифей украинской сцены

22.05.2020

Прошло 180 лет со дня рождения украинского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера Марка Кропивницкого. С его именем связаны создание украинского профессионального театра в Украине и следующий этап развития реалистической драматургии.

Родился Марк Лукич Кропивницкий 22 (10) мая 1840 года в с. Бежбайраки на Херсонщине (Бобринецкого уезда Херсонской губернии), недалеко от нынешнего областного центра Кропивницкий (тогда Елисаветграда), названного в честь драматурга.

При рождении судьба щедро одарила его талантами: он стал выдающимся режиссером и драматургом, руководителем и организатором театральных трупп. Композитор, музыкант, поэт, великий актер. Пламенный публицист, он виртуозно владел словом, вызывая восхищение и отклики сердец тысяч человек. К тому же имел большой педагогический талант – Кропивницкий воспитал целую плеяду замечательных мастеров профессиональной сцены. В его труппе расцвели таланты Марии Заньковецкой, Николая Садовского, Любови Линицкой, Панаса Саксаганского, Анны Затыркевич-Карпинской, Марии Садовской-Барилотти, которые стали знаменитыми актерами, звездами мировых подмостков.

С именем Кропивницкого тесно связано возникновение и расцвет украинского профессионального театра. Трудно переоценить его вклад в нашу культуру, потому что именно Марку Лукичу принадлежит стержневая роль в создании национальной школы театрального искусства, в формировании разнопланового и самобытного украинского репертуара.

Его по праву уважительно называют отцом украинского театра, и это определение в полной мере отражает многогранную натуру созидателя и человека.

Кропивницкий был одним из первых, кто придал украинскому театру социальное значение, максимально приблизив сценическое действо к народу. Часто легкий жанр водевиля у талантливого режиссера выходил за рамки развлекательного, усложняясь и обогащаясь общественными мотивами. В то время такое видение искусства было сенсационным.

Досконально владея практически всеми театральными профессиями, Кропивницкий создавал на сцене правдивую картину жизни – с радостями и печалями, поисками истины и справедливости, надеждами и разочарованиями. Все элементы спектакля – текст, грим, костюмы, сценография, музыка, пластика, мимика, жесты – создавали неповторимые образы и притягвали зрителя, словно магнитом, очаровывали и восхищали. Те образы казались до боли знакомыми и вместе с тем были наполнены глубинной новизной.

Большое внимание Кропивницкий уделял яркости и этнографическому аспекту зрелища, вплетая в него бытовые детали, соответствующие воспроизводимым эпохам. Завороживал публику и романтизм мелодрам, где бушевали нешуточные страсти на контрастах: гнев и нежность, отчаяние и мечтательность, печаль и веселье, ненависть и любовь.

Марк Лукич жил и работал в условиях национального угнетения, о чем свидетельствуют царские указы того времени. Созданный им профессиональный театр в течение длительного времени был центром и главным источником украинской культуры. Ведь в то время многие украинцы не знали грамоты, поэтому не имели возможности читать нашу прекрасную классику. А театральное искусство доступно каждому, кто имеет тягу к прекрасному. Спектакли Кропивницкого открывали глубинный мир литературы и искусства, несли в народ величественное слово, расширяли горизонты духовности.

Театр выдающегося мастера превозносил все украинское – историю, быт, песни и танцы, мелодичный язык.

Как драматург он написал более 40 произведений, которые сегодня составляют золотой фонд украинской литературы. Более 100 лет не сходят со сцены его драмы и комедии, среди которых самые известные: «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Глытай, или Паук», «По ревизии», «Тяжелые сутки», «Помирились», «Остались в дураках» и многие другие.

За свою жизнь Кропивницкий сыграл более 500 ролей, создав незабываемые образы – по-настоящему самобытные и правдивые. Роли были разноплановые – как драматические, так и комические, и все они стали шедеврами сценического перевоплощения и глубокого раскрытия характера персонажа.

Еще при жизни Кропивницкого критика высоко оценивала театральную деятельность великого мастера.

В истории мировой театральной культуры деятельность Марка Кропивницкого как руководителя труппы и одновременно режиссера, актера, драматурга можно сравнить разве что с многогранной творческой деятельностью Мольера во французском театре. Самоотверженная борьба Кропивницкого за свой театр в условиях полной дискриминации трудового народа была иногда примером гражданского подвига.

Кропивницкий был колоритной неординарной личностью, он не мыслил себя вне творчества. И на склоне лет не потерял жажды познания жизни, людей, искусства...

Волевой, решительный – и вместе с тем вспыльчивый, увлекающийся. Неудержимый, бескомпромиссный, мог быть слишком резким и даже грубым – впрочем наделен большой душевной щедростью и добротой. Приветливый и искренний, уязвимый и чувствительный.

Бесспорный оптимист, большой юморист, всегда находил шутку и улыбку даже в самые тяжелые свои минуты, – мог под впечатлением каких-то неприятностей сгущать краски...

В его характере гармонично сочетались крайности и противоречия. В тех противоречиях была особая магия, завораживала: он притягивал людей, они прирастали к нему душой.

А как он пел! Густой бас необычной силы, большого диапазона, мягкого приятного тембра брал в плен с первой же минуты. Кстати, Марк Лукич первыми исполнил песню на музыку Даниила Крыжановского «Ревет и стонет Днепр широкий».

Именно великому режиссеру и актеру композитор посвятил свое произведение, написав на нотах: «Посвящаю Марку Кропивницкому». Во время исполнения на сцене этого произведения люди неизменно вставали и пели вместе с актером...

Кропивницкого «было много», энергия, которую он излучал, искрила и зажигала коллег, друзей, родных – он, казалось, заполнял собой все пространство, и устоять перед его красотой нечего было и думать... Знать Марка Лукича и не любить его было просто невозможно. Его жизнь – как горение: он стремительно горел и хотел, чтобы воспламенялись другие.

 

Начиная с 90-х годов, все чаще живет у себя в Затишке. Впрочем гастролей не прекращает. При любом самочувствии долго скучать и грустить Марк Лукич просто не умел. Писал пьесы, в том числе и детские, по мотивам народных сказок («Коза-дереза», «Ивасик-Телесик» и «По щучьему велению»), которые ставил у себя на хуторе. Исполнителями и зрителями были крестьянские дети. Каждый такой спектакль был праздником и для детей, и для самого актера. Воспитательный смысл и жизненная мудрость пьес-сказок, несложная драматургическая композиция, сжатый и ясный разговорный диалог между действующими лицами, прекрасная народная речь – все это свидетельствует о серьезном отношении Кропивницкого к пьесам для детей, глубокое знание психологии юной аудитори, ее запросов и потребностей. Из истории детского театра Марка Кропивницкого.

Он активно ходатайствовал об организации школы для крестьян и их детей.

В конце марта 1910 года Марк Лукич отправился на гастроли в Одессу в составе труппы Колесниченко. Освещая эти последние артистические выступления Кропивницкого, столичный журнал «Театр и искусство» замечал: «Несмотря на свои семь десятков лет за плечами, отец играл как когда-то – сильно, ярко, с восторгом, привлекая тонким комизмом, жизненной простотой и художественной законченностью своих образов. <...> Принимала публика Марка Лукича как-то особенно сердечно и трогательно, и в бесконечных овациях и вызовах чувствовалось не только увлечение талантливым актером-художником, но и дань почтительного уважения к одному из крупных деятелей Украины». Во время этих гастролей Кропивницкий тяжело заболел и, возвращаясь к себе на хутор, 21 апреля 1910 года скоропостижно скончался в поезде от кровоизлияния в мозг. Письма и телеграммы с соболезнованиями в адрес украинского театра и семьи драматурга поступили со всех концов Украины и России. Почти все украинские газеты и журналы напечатали некрологи и статьи, посвященные памяти выдающегося украинского художника. Николай Михновский, в частности, отмечал, что эта смерть является национальным горем.

…Артист, художник з голови до ніг,
Він сміхом потрясав притихлу залу,
Скорботою будив юрбу опалу
І слово, як алмаз, беріг.
Блажен народ, що мав такого сина,
Там,  де його терниста путь ішла,
З нових квіток і колосків звила
Вінець йому безсмертний рідна Україна.
М. Рыльский

С первых дней возникновения украинского советского театра в его репертуар всегда включались произведения дооктябрьской классической драматургии. Наряду с пьесами И. Котляревского и Т. Шевченко, И. Франко и Леси Украинки, И. Карпенко-Карого и М. Старицкого произведения Марка Кропивницкого и сейчас не сходят со сцены, вызывая восхищение новых и новых поколений зрителей. Творческий путь Кропивницкого – яркий пример высокого профессионализма, непревзойденного таланта, гражданского подвига и самоотверженного служения национальному культурному возрождению.

Ольга Руптанова

Источники

  1. Топська, Неллі. Батько українського театру /Н. Топська. – К.: ТОВ «Книжкова база «Альфа»», 2017. – 64 с.
  2. Коломиец, Ростислав Григорьевич. Марк Кропивницкий /Р.Г. Коломиец. – Харьков: «Фолио», 2018. – 118 с.
  3. Тобілевич, Софія. Корифеї українського театру /С. Тобілевич. – К.: «Центр учбової літератури», 2019. – 540 с.
  4. Йосипенко Микола  Кузьмич. Марко Лукич Кропивницький /М.К. Йосипенко; передмова М.  Рильського. – К. : Державне видавництво Образотворчого мистецтва і музичної літератури УРСР, 1958. – 324 с.

 

Календарь событий

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31