Полиина Райко. Гармония нарисованного мира
26.05.2020
Полина Райко – признанный мастер наивного искусства, отличающегося простотой, ясностью и непосредственностью. Другое его название – «примитивизм», и примеры этого направления вошли в сокровищницу мирового искусства. Наивное искусство – спонтанное, интуитивное, не затруднено никакими правилами или запретами. Вот и произведения Полины Райко – не только оригинальные, но и удивительно чистые художественные миры, в которых господствует гармония между природой и человеком.
Достаточно один раз увидеть расписной дом в Олешках, где жила художница-самоучка, чтобы понять, что существует другой мир, который видела только она.
Родилась Пелагея Андреевна Райко (девичья фамилия Солдатова) в Олешках (до 2016 г. – Цюрупинск), 15 мая 1928 года (по паспорту), а на самом деле – в апреле. Вышла замуж, когда ей исполнилось 22 года, за Николая Райко. Жили с собственного огорода и подрабатывали в сезон в колхозе или по найму.
Рисовать Полина Райко начала после трагических потерь. В 1994 году погибла в автокатастрофе любимая дочь Елена (1951 г.р.), в следующем году умер муж. Через два года попал в исправительную колонию сын Сергей (1953 г.р.), который пропивал все ценное, что было в доме.
В 1998-м на стенах дома появились первые композиции. Вернулся сын из колонии и снова взялся за старое, еще и с ножом бросался на мать. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы в 2002 году он не умер.
Расписала она собственный дом, отобразив свою биографию, родственников, домашних животных, картины природы. Образная система художницы сочетала христианскую, советскую и языческую символики. На краски и кисти тратила почти всю свою мизерную пенсию. Рисование стало отдыхом для ее души от мук и переживаний из-за того, что с семьей произошло. Рисованием она избавлялась от горя. Говорила, что поет и рисует, чтобы не плакать.
Дом превратился в храм памяти и страдания. Он как книга, как жизненная повесть Полины в символах, личных мифах. Полина Райко расписала практически все, что можно: потолки, стены, печь, выключатели, провода, заборы, калитки, ворота, даже памятники мужу и сыну на местном кладбище, используя христианскую, советскую и языческую символики – все, что знала или представляла себе.
Своим творчеством мастерица привлекла внимание художников и искусствоведов. В ее дом на тихую улицу Нижнюю, 74 потянулись экскурсии, о ней писали журналисты.
Ушла из жизни Полина Райко 15 января 2004 года.
После смерти художницы ее дом приобрела семья поклонников искусства из Канады, которая, к сожалению, не занимается им. С течением времени начали трескаться стены, шелушиться краска. По инициативе Вячеслава Машницкого был создан Благотворительный фонд имени Райко, который собирает средства на популяризацию ее творчества и реставрацию дома. В 2013 году Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» организовал экспедицию на Херсонщину в дом Полины Райко и заявил о готовности взять его под свою опеку.
Дом Райко охраняется Законом Украины «Об охране культурного наследия». Ценность ее творчества подтверждена многими как украинскими, так и иностранными экспертами. Однако вопрос сохранения оригинальных росписей остается открытым.
Сейчас в ее доме никто не живет, но двор не пустой. Уже много лет заботится о доме художницы местная жительница Алла Зборовская – прихожанка римско-католической церкви Святого Антония.
Так получилось, что ранее Алла жила на расстоянии нескольких домов от Полины Райко, тогда они и познакомились – в 1995 году. Теперь именно Аллу Зборовскую называют неофициальным директором музея, который на самом деле даже не функционирует, а скорее просто живет своей жизнью – без статуса, рекламы и штатного расписания. Но с экскурсиями и большими планами.
Расписаны не только стены, но и все поверхности – потолок тоже. Это такие работы, как говорит основатель Благотворительного фонда имени Полины Райко, художник Вячеслав Машницкий, которые нельзя взять в руки и вынести, чтобы спасти.
Правда, в Киеве, в PinchukArtCentre, в рамках одного из проектов частично воссоздали «комнату» Полины Райко. Вам расскажут о том, что в своем доме художница создала собственную «иконографическую систему» сюжетов и образов, которые описывают ее земную жизнь и представления о жизни после смерти.
В 2005 году в рамках программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов увидел свет каталог работ художницы «Дорога в рай». Тексты к нему готовили Елена Афанасьева и Сергей Дяченко. Издание это, кстати, можно приобрести в туристическом кафе братьев Билецких на улице Суворова в Херсоне.
Свой призыв к творчеству она называла божьим даром за все ее страдания и нелегкую жизнь. Рисовала дешевой краской, которую покупала на местном рынке (эмаль ПФ, ею красят полы и двери). Когда приезжали экскурсии, мало кто из туристов додумывался оставить деньги на кисти и краску. Теперь в одной из комнат стоит ящик – так собирают деньги на нужды музея. Кто сколько хочет, может туда положить.
Относятся к этому искусству по-разному. Но экскурсии происходят и с участием школьников. И детям, и учителям очень нравится.
«Полина Райко актуальна. Это очевидный бренд и не только Херсонщины. Она – народный художник. ... Она постмодернистски решила все эти свои композиции, отработала свой стиль. Скажу, что расписать потолки, стены – это тяжелый труд. Это ее история на всех стенах дома, такой себе дневник, воспоминания, ее мир. В то время она нас удивила и вдохновила одновременно. Благодать спустилась на нее, это чудо», – говорит художник Вячеслав Машницкий.
Источники:
Мальований світ Поліни Райко / Музей Івана Гончара
Дорога до раю: Каталог робіт /Вступ. ст. О.Афанасьєва, С.Дяченко; пер. О.Маньковська, фотографи М.Афанасьєв, О.Афанасьєва, С.Волязловський; ЦМІ "Тотем". – Херсон: Наддніпряночка; Тотем, 2005. – 127 с.: іл.
Фильмы, посвященные Полине Райко:
Рай (1) (2006)
Рай (2) (2006)
Поліна Райко (2013)