Техника молодежи
Соловьева, Т. Дар Дарумы. Эволюция чайной церемонии [Текст] / Т. Соловьева // Техника-молодежи. – 2007. – № 5. – С. 40–41.
Странствуя по островам страны Нихон – «Там, откуда восходит солнце» – и рассказывая об учении великого Будды, китайский монах Дайси в знак благословения угощал особо внимательных слушателей горьковатым коричневым напитком. Чтобы приготовить его, он распаривал в горшочке сухие листочки какого-то растения, источающие прекрасный аромат.
Так японцы узнали о чае. Это произошло в 805 г. Но настоящая история японской чайной церемонии, ставшей едва ли не самой великолепной в мире и уж, во всяком случае, самой знаменитой, началась лишь четыре столетия спустя, в эпоху Камакура, и была связана с распространением идей дзэн-буддизма. Традиции буддийской школы Дзэн, помимо прочего, включали в себя также обряд священного чаепития. Он исполнялся монахами перед ликом бодхидхармы Дарумы, с именем которого старинные восточные легенды связывают происхождение чайных листьев.
По преданию, Дарума был сыном индийского правителя. Пройдя обучение у великих мудрецов Индии, он прибыл в Китай и поселился в одной из пещер, намереваясь в горной тишине предаться медитированию. Но молодость зачастую оказывается сильнее мудрости, и девять лет, проведённых в уединении, стали для Дарумы временем тяжких испытаний – природа то и дело напоминала о себе, подвергая плоть искушениям. Чтобы победить их, юноша без конца повторял священные тексты, но это не помогало – воображение то и дело возвращало его к мыслям о прелестном девичьем стане. Он стал невнимателен, не мог сосредоточиться, а однажды и вовсе заснул во время медитации. Сон длился всего несколько минут, но и они заставили Даруму горько раскаяться в том, что пренебрёг набожностью. И чтобы никогда больше не нарушать обета, он, вынув из-за пояса нож, отрезал свои веки и бросил их на землю со словами: «О, вы, Вовремя Проснувшиеся».
Веки Дарумы превратились в чайные листы, из которых стали изготавливать напиток, дававший истинным буддийским монахам возможность бодрствовать долгие часы, а само чаепитие стало священным таинством.
(Продовження статті читайте в номері журналу)