Державний музей мистецтва народів Сходу
7И(069)(084)
Г 72
Государственный музей искусства народов Востока [Изоматериал] : [к-т открыток] / авт.-сост. Н. Сычова ; ред. Н. Плавинская. – М. : Изобраз. искусство, 1977.
СОДЕРЖАНИЕ
- Навершие. VI – V века до н.э. Северный Кавказ
- Коврик "Осмолдук". Конец XVIII – начало XIX века. Туркмения
- Ювелирные изделия. Конец XIX – XX века. Туркмения
- А.Т. Акопян. Натюрморт. Армянская ССР
- Г.З. Габашвили. Ты стоишь по ту сторону реки. Грузинская ССР.
- Ваза. Конец XVII – начало XVIII века. Китай
- Ци Бай-Ши. Бабочка и глициния. Китай
- Требунсай Энси. Игра в волан. Япония
- Ким Донг. Лодки рыбаков. Социалистическая республика Вьетнам
- Бодисатва Каным. VIII век. Корея
- Сосуд. Начало I тыс. до н.э. Иран
- Шива и Парвати. Миниатюра. XVIII век. Индия
- Ваянг – кукла теневого театра. ХХ век. Индонезия
- Маска. Республика Шри Ланка
- Вида Кейнеман. Батик. Республика Шри Ланка
- Маска народа Гуро. ХХ век. Республика Берег слоновой кости
Государственный музей искусства народов Востока – крупнейший в Советском Союзе специализированный музей, целиком посвященный искусству народов стран Азии и Африки.
Музей является детищем Великой Октябрьской социалистической революции. Он основан по решению Наркомпроса в октябре 1918 года. Создание музея было конкретным проявлением политики молодого Советского государства по отношению к народам зависимых и колониальных стран Востока, который явился родиной величайших научных открытий, философских и этичных учений, дал миру имена великих поэтов, художников, математиков, астрономов.
С первых дней основания музей вошел в общегосударственную музейную сеть как научный центр по собиранию, изучению и пропаганде искусства народов советского и зарубежного Востока.
Первоначальную основу музейных коллекций составили произведения искусства народов зарубежного Востока, поступившие из частных собраний П.И. Щукина, К.Ф. Некрасова, А.К. Фаберже и других. В результате этих поступлений были заложены основы коллекций керамики и фарфора народов Дальнего Востока, турецких тканей и ковров, персидской и индийской миниатюры, дальневосточной бронзы, китайских и японских лаков.
Искусство народов советского Востока (бывших окраин царской России) было представлено в основном немногочисленным собранием азербайджанских и туркменских ковров.
В 30-е - 40-е годы музей получил первоклассную коллекцию древней и средневековой керамики Средней Азии от Б.Н. Кастельского и коллекцию В.Г. Тардова, в которую входили персидские ткани, стекло, керамика.
Уже в это время коллекции музея были столь значимы, что некоторые из них экспонировались на выставках, приуроченных ко ІІ Международному конгрессу по иранскому искусству (Лондон, 1931 г.) и ІІІ Международному конгрессу по иранскому искусству и археологии (Ленинград, 1935 г.).
В настоящее время в музейном собрании насчитывается свыше 30000 экспонатов. Среди них уникальные произведения искусства – ритоны из слоновой кости (сосуды для пиршеств и культовых возлияний) ІІ – І веков до н.э., обнаруженные неподалеку от Ашхабада, блюдо с изображением коня (городище Афрасиаб, Х – ХІ века), скульптура бодисатвы Фугэна на слоне (Япония, XI - XII века), головка бодисатвы Каным (Корея, VIII век), рукопись Низами "Хамсэ" (1941 г.) и Джами "Золотая цепь" (Иран, 1519 г.) и другие.
В музее хранятся значительные коллекции памятников художественной культуры. Эти коллекции демонстрируют вклад, который внес тот или другой народ в сокровищницу мирового искусства. Это фарфор Китая, керамика Кореи, миниатюра и скульптура Индии.
Одно из самых значительных мест в музейном собрании занимают коллекции искусства народов советского Востока, которые охватывает период от ІІІ тысячелетия до н.э. до наших дней. Покрытые строгим геометрическим орнаментом чаши из Чонг-тепе (Южная Туркмения, ІІІ тысячелетие до н.э.), удивительно пропорциональные сосуды из Кара-тепе (ІІ – IV века до н.э., территория современного Узбекистана), скульптура Хорезма и керамика Мингечаура, блистающие яркой подглазурной росписью чаши и блюда Афрасиаба Х – ХІ веков знакомят с творчеством безымянных мастеров Средней Азии и Кавказа.
Разнообразны коллекции народного декоративно-прикладного искусства Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Казахстана XVIII – XIX веков. Связанное в большей своей части с оформлением жилища и костюма, это искусство предоставлено в музее многообразием красочных туркменских, азербайджанских и дагестанских ковров, образцами узбекской и таджикской вышивки, женскими ювелирными украшениями, богато декорированным оружием, предметами домашней утвари из глины, металла, дерева.
Традиции прикладного искусства развиваются и обогащаются современными мастерами. Это проявляется не только в устойчивости форм, но и в использовании материалов, художественных и технических приемов.
В результате тесных контактов с археологическими экспедициями Института археологии АН СССР и МГУ имени М.В. Ломоносова в музее сложилась уникальная коллекция каменных и алебастровых идолов середины І тысячелетия н.э. из раскопок поселения Кайрагач (территория Киргизской ССР), коллекция искусства Золотой Орды и древнего Хорезма.
Собрание изобразительного искусства республик советского Востока начало формироваться в конце 1920-х годов и представлено полотнами М. Сарьяна, В. Гудиашвили, Р. Мазеля, А. Волкова, У. Тансыкбаева, Т. Салахова, Е. Сидоркина и многих других советских живописцев, графиков, скульпторов.
Разносторонне представлено в музее искусство стран Восточной и Центральной Азии.
Коллекция китайского искусства – самая большая в этом разделе. Наиболее ценной ее частью является собрание фарфора. Особенно разнообразно представлен фарфор XVII – XVIII веков.
Коллекция китайского искусства располагает ценнейшим собранием живописи, среди которой серия пейзажей Ча Ши-бяо и произведения выдающихся художников ХХ века Сюй Бэй-хуна и Ци Бай-ши.
Столь же полно представлено в музее искусство Японии. Творческий гений японского народа раскрывается прежде всего в удивительных изделиях мастеров прикладного искусства, которые работали по металлу, кости, дереву и в глине, применяя различные технические приемы.
Значительную часть коллекции японского искусства составляют также живопись на свитках и гравюры известных мастеров XVIII – XIX веков – Хокусая, Хиросиге, Утамаро, Сяраку.
Коллекции искусства Кореи и Монголии стали формироваться сравнительно недавно и имеют значительные пробелы. В то же время в них содержатся ценнейшие образцы корейской керамики Х – XIII веков, декоративные вышивки Монголии ХІХ века и маски из папье-маше, применявшиеся в Монголии во время праздника "Цам". Собрание музея имеет также целый ряд произведений современного прикладного и изобразительного искусства Кореи и Монголии.
Большим своеобразием отличается искусство народов Южной и Юго-Восточной Азии, которое представлено в музее театральными куклами Индонезии и масками Шри Ланки; разнообразными изделиями народов Бирмы из глины и соломки, дерева и перламутра, изделиями индийских мастеров из металла и кости. Гордостью этого раздела является коллекция лаковой живописи Вьетнама.
Особую ценность представляет коллекция бронзовой скульптуры XI – XVII веков и индийской миниатюры XVI – XIX веков. Музей хранит уникальную подписную миниатюру, исполненную художником Бальджидом, датируемую 1532-1633 годами, и одно из лучших в мире собраний миниатюр к рукописи "Бабур-намэ" XVI века.
Коллекция искусства народов Южной и Юго-Восточной Азии значительно пополнилась за последние годы. В музей поступило около 600 художественных изделий народов Бирмы, около 70 работ известного мастера набойки Шри Ланки Вида Кейнеман, несколько картин индийского художника М.Ф. Хусейна.
Жемчужиной музейного собрания является коллекция искусства Ирана. Керамические изделия ІІІ – ІІ тысячелетий до н.э., образцы рейской и кашанской керамики ХІІІ века, покрытые люстром или многоцветными эмалевыми красками, разнообразные по цвету и формам изразцы XII – XIV веков, миниатюры и рукописи XV – XIX веков, ткани и ковры XVI – XVIII веков, масляная живопись XIX века знакомят с основными этапами истории искусства иранского народа.
Государственный музей искусства народов Востока сравнительно молод, но хранящиеся в нем коллекции делают его подлинной сокровищницей богатейшей культуры народов Востока.
Н.Сычева