Головна Книга в кадрі Віртуальні виставки Дивовижна філокартія Із колекції бібліотеки Музеї в листівках Російське мистецтво XVII - початку ХХ ст. (Херсонський художній музей ім. О.О. Шовкуненка)

Російське мистецтво XVII - початку ХХ ст. (Херсонський художній музей ім. О.О. Шовкуненка)

К85.864(4РОС)
Р 89

Русское искусство XVII – начала XX ст. Херсонский художественный музей им. А. А. Шовкуненко [Изоматериал] : к-т 20 цв. открыток / сост. и авт. ст. Л. Вольштейн, фот. Г. Зборщик. – Херсон : [б. и.], 2003.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Столица Евгений Иванович. Берег моря. 1897
  2. Поленов Василий Дмитриевич. Скотный двор в Абрамцево. 1881
  3. Маковский Константин Егорович. Женский портрет. 1883
  4. Николай Можайский в житии. Икона XIX ст.
  5. Маковский Константин Егорович. Перенесение священного ковра из Мекки в Каир. (Эскиз). 1876
  6. Капков Яков Федорович. Вдовушка. 1854
  7. Неизвестный художник первой половины XIX ст. Портрет купчихи Тульской губернии.
  8. Шибанов Михаил. Художник второй половины XVIII ст. Три святителя. 1783-1786. Из иконостаса Екатерининского собора в Херсоне
  9. Шибанов Михаил. Художник второй половины XVIII ст. Святая Екатерина. 1783-1786. Из иконостаса Екатерининского собора в Херсоне
  10. Неизвестный художник первой половины XVIII ст. Портрет Екатерины І
  11. Неизвестный художник первой половины ХІХ ст. Дама в кружевной накидке
  12. Серов Валентин Александрович. Портрет Н.Н. Перцова. 1904
  13. Васнецов Аполлинарий Михайлович. Книжные лавки на Спасском мосту в XVII ст. Начало ХХ ст.
  14. Крымов Николай Петрович. Летняя пора. 1907
  15. Лансере Евгений Александрович. Святослав на пути в Царьград. 1886
  16. Коровин Константин Иванович. Фаэтон в Севастополе. 1916
  17. Боголюбов Алексей Петрович. Остров Капри. 1856
  18. Толстой Федор Петрович. Трехдневный бой при селе Красном. 1819. Из серии "Отечественная война 1812 года"
  19. Пророк. Икона XVII ст.

Херсонский художественный музей им. А.А. Шовкуненко располагает значительной и разнообразной коллекцией произведений русского искусства XVII – нач. ХХ в., которая составляет основу его постоянной экспозиции. В набор открыток включено лишь 20 экспонатов, дающих возможность составить некоторое представление о собрании музея.

В разделе иконописи самой ранней является икона "Пророк" нач. XVII в. работы мастера московской школы. Ее отличает глубокая образность, профессионализм, строгое следование иконописной традиции.

Икона "Николай Можайский в житии" нач. XIX в. сохраняет традиционный иконописный канон. Однако, светское мировосприятие, которое определяет искусство этого времени, отразилось в повествовательности клейм и фона, на котором изображен Св. Николай, трактовке образа.

Искусство нач. XVIII ст. представляет "Портрет Екатерины І" работы неизвестного мастера, характерный для "петровской эпохи" пример репрезентативного изображения личности, занимающей высокий пост в государстве.

Гордостью музейного собрания являются образы иконостаса Екатерининского собора в Херсоне, выполненные в 1783-1786 гг. на месте выдающимся русским живописцем Михайлом Шибановым. В музее хранится девять работ мастера, которые свидетельствуют о нем, как о живописце, блестяще владевшем распространенной в то время системой западноевропейского искусства и работавшего в русле столичной школы. В наборе открыток – иконы М. Шибанова "Св. Екатерины" и "Три святителя".

Классицизм I пол. XIX в. характеризует скульптурное произведение Ф.П. Толстого "Трехдневный бой при селе Красном" из серии "Отечественная война 1812 года". В аллегорических строгих и ясных образах, ориентированных на образцы античности, выражены высокие героико-патриотические идеалы.

В портретной галерее І пол. XIX в. важное место занимает купечество, разбогатевшее в это время. Прекрасную характеристику его представительницы, которая напряженно позирует художнику, желая запечатлеть свой облик для потомков, оставил нам неизвестный провинциальный мастер в "Портрете купчихи Тульской губернии".

Интерес к индивидуальности человека, его внутреннему душевному переживанию проявился в картине Я.Ф. Капкова "Вдовушка". При некоторой семтиментальности этот образ покоряет чистотой и искренностью чувств.

Значительное место в собрании музея занимает пейзажная живопись. Одно из ранних произведений этого жанра – проникнутый романтическим настроением "Итальянский пейзаж" Г.Е. Новикова.

Следующий этап развития пейзажного жанра характеризует картина А.П. Боголюбова "Остров Капри". В ее основу легли непосредственные впечатления, полученные художником во время путешествия. Это позволило в академическую композицию вдохнуть жизнь. Картина несет живое восприятие природы, передает ощущение ее предгрозового состояния.

Расцвет пейзажной живописи ІІ пол. XIX в. во многом связан с творчеством В.Д. Поленова, которого по праву называют "мастером солнечной палитры". Картина "Скотный двор в Абрамцево" дает возможность воочию убедиться в правоте этих слов. Работая на открытом воздухе и изучив краски солнечного освещения, Поленов создал правдивый образ природы, наполненный светом, теплом и воздухом.

Пример пейзажной картины, в которой настроение природы и человека находится в гармоническом единстве, дает нам произведение Е.И. Столицы "Берег моря".

Среди мастеров ІІ пол. ХІХ в. большое прижизненные признание получил К.Е. Маковский. Наиболее ярко талант художника проявился в области многофигурной жанровой картины и портрета. Музей имеет возможность показать достижения К. Маковского в обоих жанрах. В эскизе картины "Перенесение священного ковра из Мекки в Каир" мастерски передано движение многолюдной красочной процессии верующих мусульман, происходящей на фоне экзотической архитектуры.

Особая изысканность, живописная культура отличают "Женский портрет", в котором Маковский изобразил красивую молодую женщину, исполненную чувством собственного достоинства и внутреннего благородства.

Херсонский художественный музей обладает интересной коллекцией бронзовой скульптуры, созданной на Каслинском заводе художественного литья. На нем работали многие художники и в том числе – известный скульптор Е.А. Лансере. Его работа "Святослав на пути в Царьград" пользовалась большой популярностью. Образ князя, который всю жизнь провел в походах, верхом на лошади, раскрывается в динамической композиции. Множество деталей внешности, одежды, оружия дополняют наше представление об эпохе и личности Святослава.

Русское искусство нач. ХХ в. ознаменовалось многими открытиями. Творчество К.А. Коровина, художника испытавшего влияние импресионизма, – одна из смаых ярких страниц культуры этого времени. Особенности живописи Коровина раскрыты в картине "Фаэтон в Севастополе", передающий состояние жаркого летнего дня, ощущение постоянно меняющихся рефлексов на предметах, освещенных знойным южным солнцем.

Иной образ природы – в картине Н.П. Крымова "Летняя пора". Воображение художника, разделявшего идеи символизма, создало поэтический, почти ирреальный мир сновидений и детских грез.

Конец ХІХ – начало ХХ века считают периодом возрождения и расцвета всех видов графического искусства. В комплект открыток включено два графических произведения этого времени.

Композиция "Книжные лавки на Спасском мосту в Москве XVIII в."  принадлежит А.М. Васнецову, мастеру исторического пейзажа. В основе произведения, который входит в цикл "Москва XVII в." лежат серьезные изучения летописей, старинных карт, исторических документов. Этот материал, а также художественное восприятие старины позволило автору передать атмосферу, в которой жили москвичи XVII в.

Рисунок занимал значительное место в творчестве выдающегося русского портретиста В.А. Серова. Средствами графического искусства создан портрет известного московского книгоиздателя Н.Н. Перцова. Несмотря на то, что произведение не окончено, мы без труда узнаем характер человека умного, сильного и волевого.

Л. Вольштейн

Календар подій

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031