Главная Новости «Запорожцы» – «завороженный миг» Ильи Репина

«Запорожцы» – «завороженный миг» Ильи Репина

09.09.2020 11:45

Запорожские казаки – вольный народ, никогда не знавший ни рабства, ни унижения. Такова центральная мысль знаменитой картины Ильи Репина «Запорожцы», которую мы экспонируем в рамках нашего виртуального проекта «Выставка одной картины» в сентябре. На ней оживлен боевой дух героев.

Интересно, что для большинства фигур запорожцев Репину позировали его знакомые и друзья: Тарас Бульба – профессор Петербургской консерватории А. Рубец, есаул – артист Д. Стравинский; в образе казака с повязкой на лбу можно узнать художника Н. Кузнецова, в образе Серко – генерала М. Драгомирова. Запорожец в высокой черной шапке писался с В. Тарновского, казак, опустивший кулак на спину соседа, – с художника Я. Ционглинского. Костюмы и многочисленные детали картины (утварь, старинные пороховницы, люльки, сабли, турецкие ружья с инкрустацией, бандура, баклага, белая свитка) также написаны с натуры, с подлинных исторических предметов.

Не многие знают, что живописец практически одновременно писал два варианта этого полотна. Первый сейчас хранится в Харьковском художественном музее изобразительных искусств, второй, всемирно знаменитый, – в Русском музее Санкт-Петербурга. Хотя вторую версию, чистовую, художник и начал писать позже на два года, работа велась параллельно над двумя вариантами сразу. Эти работы являются идеальным примером «завороженного мига», когда гениальный живописец силой своего мощнейшего таланта переносит к нам «в сегодня» сцену далекого прошлого со всеми ее атрибутами и героями.

Как пришла идея написания картины? Однажды за вечерним чаем в обществе талантливых молодых людей Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану. На всех присутствующих оно произвело немалое впечатление, не говоря о тонкой душе художника. Такой колоритный народный юмор казацкого письма мгновенно запал в душу Илье Ефимовичу, который сам был родом из Украины, и который не понаслышке знал о легендарных подвигах запорожского казачества, олицетворявшего собой в глазах общества образ свободолюбивого, жизнерадостного, непокоренного народа. В скором времени он набросал древесным углем первый графический эскиз к будущей картине. Для убедительной исторической правды и, чтобы проникнуться духом того героического времени, Репину пришлось несколько раз съездить на Кавказ и Кубань. Там он написал множество этюдов с изображением потомков казаков, переселившихся туда из Запорожской вольницы после ее распада, а так же с упоением слушал рассказы о легендарных дедах-сечевиках, передаваемые из поколения в поколение. Очень ценные исторические сведения и советы давал Репину его земляк – известный украинский историк Д. Яворницкий, обладавший уникальным даром рассказчика. Именно от него Репин получил не только много ценнейшего материала, но и списал с него образ писаря, ключевой фигуры своей картины. Репин в процессе работы постоянно лепил из глины небольшие фигурки казаков в различных позах и компоновал их в разных вариациях, дабы добиться оригинального построения картинной плоскости. Тщательнейшая продуманность чувствовалась в каждом образе, в каждой детали и мелочи. Когда картина была готова, а работал над ней художник 13 лет, удовлетворенный своей работой мастер заявил: «...я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».  И это действительно так.

Картина представляет собой исторический документ. Когда рассматриваешь ее, то, прежде всего, обращаешь внимание на самих казаков (как заразительно они хохочут) и на их живописную одежду и доспехи. К сожалению, мало кто присматривается к семи каким-то палкам или копьям, которые видны не очень внятно позади казацкого общества. Если же присмотреться, то можно увидеть, что это не копья, а свернутые желто-голубые и красно-черные флаги. Репин всегда относился к своим картинам на историческую тематику как к документам, отражающим конкретный, реальный исторический момент. Итак, мы можем сделать вывод, что художник изобразил исторически правильные украинские флаги.

Запорожцы... Загоревшие, «обветренные степными ветрами, опаленные солнцем, дубленные невзгодами, изрубленные в жестоких схватках, но все же дьявольски красивые, источающие силу, энергию, бьющую через край». Галерея типажей, созданная живописцем на одной картинной плоскости, – оригинальна, неподражаема и легендарна, ее можно рассматривать без устали часами. Вся эта пестрая ватага неустрашимых воинов увлечена сочинением ответа султану. И зрителю остается лишь любоваться яркими персонажами, их сильными телами и искрометным юмором, которые так мастерски создал живописец.

Источник

Календарь событий

    1 234
5 67 8 91011
12 1314 15 161718
19 2021 22 232425
26 27 28293031