Главная Новости Живопись – это вовсе не скучно

Живопись – это вовсе не скучно

06.08.2020 16:30

Отменная техника написания, новаторство художника и неизгладимое впечатление, передающееся картиной, – все это восхищает. А еще за многими картинами стоят любопытные истории создания.

В рамках нашего виртуального проекта «Выставка одной картины» мы представляем самую большую работу Ивана Айвазовского «Среди волн».

С созданием полотна связана интересная история. Первоначально в центре картины, среди бушующих волн, была изображена крошечная шлюпка с моряками, которые смогли спастись с тонущего судна. Но один из родственников Ивана Константиновича, опытный морской офицер, сказал, что такое крохотное утлое суденышко не выдержало бы натиска столь могучих волн и неминуемо утонуло бы. Художник был недоволен этим замечанием, но он всегда стремился к максимальному реализму и правдивости своих работ. В результате на следующий же день шлюпка исчезла с полотна – художник решил изобразить только бушующее штормовое море как символ непобедимой мощи стихии.

Интересно, что выдающийся художник всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один прием – это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово – можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Айвазовского – это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать полотно «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника – и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редки случаи, когда картины писались по двадцать и более лет.

Долгая и славная жизнь мастера прошла в непрерывном общении с морем – символом свободы, простора. Море, то спокойное, то волнующееся или бурное, щедро дарило ему неисчерпаемые богатства впечатлений.

В переписке последних лет жизни художника есть строки, говорящие о глубоком волнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного делового письма (1894) имеются такие слова: «Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Пишу большую картину и ужасно озабочен». В другом письме (1899): «Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить…». Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что его время истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией. До последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний умудренный опытом мастер, написавший 6 000 картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства…

Календарь событий

 12 3 456
78 9 10 111213
14 15 16 17 181920
21222324252627
282930