Мініатюрна японська скульптура нецке
85.86
М62
Миниатюрная японская скульптура нэцкэ [Изоматериал] : Комплект открыток / Сост. Н. Каневская, ред. П. Некундэ, тех. ред. В. Лопухова – М. : Изобразительное искусство, 1984. – 16 c.
СОДЕРЖАНИЕ
- Рыба. XVII в.
- Лошадь. XVIII в.
- Томатада Янагава. Кирии, мифологическое животное. XVIII в.
- Томатада Янагава. Баку, фантастическое животное. XVIII в.
- Томатада Янагава. Тануки, сказочный барсук. XVIII в.
- Томатада Янагава. Сова с совятами. Конец XVIII в.
- Тадатоси. Кадушка с улиткой. Конец XVIII - начало ХІХ в.
- Тадатоси. Улитка на лотосе. ХІХ в.
- Харуоки. Грибы. 1-я треть ХІХ в.
- Харуоки. Лиса. ХІХ в.
- Судзуки Мазанао. Петух и курица на черепице. ХІХ в.
- Масацугу Кайгекусай. Лев ХІХ в.
- Масацугу Кайгекусай. Обезьяна с детенышами. ХІХ в.
- Масацугу Кайгекусай. Листья банана, обвитые веревкой, и мышь. ХІХ в.
- Масацугу Кайгекусай. Щенок на совке. ХІХ в.
Миниатюрная скульптура "нэцкэ" в последние годы привлекает к себе особое внимание всех интересующихся искусством Дальнего Востока как один из наиболее ярких и самобытных видов творчества японского народа. Нэцкэ – это своеобразный брелок, скульптурная подвеска к поясу мужского кимоно. В XVII веке этот вид скульптуры получает самостоятельное развитие, а расцвет миниатюрной пластики приходится на вторую половину ХІХ века. Творчество мастеров нэцкэ ярко характеризует новую страницу в развитии японской скульптуры и декоративного искусства, связанную с новой городской культурой. Свободная от устаревших к этому времени канонов буддийской храмовой скульптуры, миниатюрная пластика была светским, массовым для того времени видом искусства. И новизна его сказалась в широте тематики нэцкэ, воссоздавшая красочную картину духовной жизни средневекового города. Многие сюжеты нэцкэ пришли из традиционной японской мифологии, легенд, исторических сказаний, пословиц, притч. Новым для японской скульптуры были реализм видения, пристальное изучение натуры. Исполненные в разной художественной манере, нэцкэ отличаются ярким своеобразием образов и виртуозным техническим мастерством.
Особое место в миниатюрной скульптуре занимают нэцкэ, связанные с изображением природных мотивов. Мир природы с его бесконечным своеобразием форм и пленительной красотой, пробуждающей в человеке возвышенные чувства, благородные движения души, был источником вдохновения для японских художников всех времен. Участие в сезонных праздниках, посещение садов и парков при буддийских монастырях, выращивание "бонсай" (карликового дерева в горшке или на подносе) и работа в "о-нива" (маленький садик при доме) были неотъемлемой частью жизни каждого японца.
Поэтизация связи между человеком и природой в Японии проявилась в пристальном, часто одержимом интересе к временам года. Каждое из них воспевалось в литературе и искусстве, у каждого были свои приметы в виде цветов, животных, растений, явлений природы и человеческих настроений.
Традиционная японская любовь к природе, глубокие духовные переживания, связанные с ней, в известной мере были результатом древних религиозных верований, где обожествление природы, культ плодородия, поклонение предкам, шаманизм сплелись в единое целое. Согласно синтоистским представлениям, основывавшимся на древних анимистических и тотемистических культах, наш мир был как бы единым живым организмом, воплощением сути "ками" (божественного). Все объекты природы, в том числе и осязаемые предметы, и бесформенное пространство, пронизывали непостижимые божественные силы. Природа была населена мириадами неведомых существ. Ками могли быть и могущественными мифологическими героями, и знаменитыми предками, и фантастическими животными, живущими в расселинах скал. Но ками могли быть и деревьями, и горячими источниками, и волнами моря, и громом, и эхом в лесу, даже лисой, тигром, простым насекомым. Природа была для древних японцев загадочным источником всей жизни и щедрым дарителем изобилия. Лишь на более позднем этапе, с приходом буддизма, синтоистские боги окончательно обрели человеческий облик. Однако анимистический подход, добровольное подчинение природе, растворение в ней сохранились в японской культуре на протяжении всей ее дальнейшей истории.
Природные мотивы в представлении японцев были связаны также с благопожелательной символикой. Так, пион был пожеланием счастья, богатства, процветания, гранат – многочисленных сыновей, тыква – символом целомудрия, бамбук – знаком стойкости перед жизненными невзгодами, ветки сосны – залогом долгожительства, счастья, верности.
Художники периода Эдо видели бесконечность и разнообразие в прекрасном цветке и малой росинке. Они находили особое очарование в точной фиксации форм и красок растений, цветов, плодов и изображали чаще всего отдельные фрагменты природы, единичные экземпляры. Небольшие размеры произведений не препятствовали глубине чувств, силе и поэтичности образов.
Таинственной сверхъестественной властью наделялись в японском народе и окружающие человека животные. В древности такие животные, как лошадь, кабан, собака, считались родовыми тотемами. До сих пор в Японии существуют старинные синтоистские храмы, посвященные лисе или белой лошади. Отголоски этих древних верований можно найти в искусстве позднего средневековья, в частности в тематике кукол или миниатюрной скульптуре периода Эдо. Образы животных были сложны и многообразны. Складываясь на протяжении веков, они включали в себя целый ряд компонентов. Синтоистское содержание образов животных бьло дополнено китаизмами, компонентами буддийских мифов и конфуцианских притч. Важным аспектом в понимании японцами животных была эмблематика календарей. С VIII века в Японии существовал большой 60-годичный и малый 12-годичный циклы, связанные со знаками Зодиака. С зодиакальными животными были связаны также месяц, день, час (отсчет дня начинался с полудня). При этом японцы наделяли каждый знак Зодиака особыми свойствами и связывали с ними судьбу и характер человека. Поэтому большой популярностью в народе пользовались нэцкэ с изображением зодиакальных животных. Часто японцы заказывали скульптурный знак того года, когда они родились. Известный мастер нэцкэ, Судзуки Мазанао из города Исэ, даже имел свой каталог с изображениями этих животных.
Познавательный интерес к природе, к миру животных и растений, преобладающий в японской скульптуре XIX века, способствовал реализму видения, конкретности в изображении природных форм. Японские мастера полагали, что уважение к природе требует от них быть чуткими к ее красоте. В нэцкэ должны быть видны первоначальное строение и фактура материала, ценились простота и изысканность форм, декоративная стилизация, изысканное тональное соотношение цветов. В композиционном отношении предпочтение отдавалось целостности, компактности, уравновешенности. Отрицалось все неестественное, лишнее. Немногочисленные детали должны были подчеркнуть общий замысел.
Умение пластическими средствами выявить то прекрасное, что существует в природе, – вот что отличает лучшие нэцкэ, созданные японскими мастерами.
Н. Каневская