Скульптура Стародавньої Мексики
73И
С 46
Скульптура Древней Мексики [Изоматериал] : Комплект открыток/ Ред. Н. Проскурникова – Калинин : Полиграфкомбинат, 1962. – 20 c.
СОДЕРЖАНИЕ
- Женская фигурка
- Голова воина
- Воин с пращой
- Воин в доспехах
- Пленник
- Сидящий мужчина
- "Пасечник"
- Собака со щенятами
- Погребальная урна
- Богиня плодородия
- "Ача"
- "Чак-Мооль"
- Мужская голова
- Вождь
- Женская фигура
- Богиня маиса
- Койот
- Воин-орел
- Ягуар
- "Шочипилли"
Древнее мексиканское искусство развивалось на протяжении трех тысяч лет. Его рождение относится приблизительно к середине второго тысячелетия до нашей эры, гибель – к первой половине XVI века, когда Мексика была завоевана и порабощена испанцами.
Древнее мексиканское искусство складывалось в руслах культур различных индейских племен, населявших страну. Несмотря на территориальную разрозненность, сравнительную обособленность исторических судеб этих племен, их местные культуры, дополняя друг друга, образуют единый пласт, именуемый древней индейской цивилизацией.
За три тысячи лет своего существования она прошла большой и сложный путь развития. Древние индейцы были искусными землевладельцами и строителями, они проникли в тайны астрономии, им была доступна логика математических формул, они знали письменность. Когда испанские конкистадоры высадились на побережье Мексики, они были ошеломлены великолепием улиц, домов, каналов и обилием золота, считавшегося здесь лишь материалом для художественных изделий и украшений, наряду с глиной или каменными породами.
Однако крайне низкий уровень развития производительных сил в Древней Мексике тормозил познание законов природы. Ее стихийные силы казались индейцам проявлением грозной воли богов.
Создание художественного произведения в Древней Мексике было своеобразным религиозным актом. В момент работы мастера оставляли одного. Никто не смел присутствовать при этом таинстве. Только после того, как скульптура была завершена, приходили люди, чтобы поклониться новому образу божества и принести ему жертвы. Греческая античность оставила нам имена своих мастеров, вся многовековая история индейского искусства не знает ни одного имени художника, ни одной его подписи.
Древнемексиканское искусство создавалось многими племенами и несет на себе печать различных культур. Самые ранние художественные памятники, обнаруженные в районе Тлатилко (Центральная Мексика), относятся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Это маленькие полуобнаженные женские фигурки из обожженной глины – символы плодородия.
Через пятьсот лет индейцы начинают обрабатывать камень: базальт, нефрит, яшму. Индейцы племени ольмеков – "люди земли каучука" – дали истории наиболее зрелую цивилизацию древнего периода Мексики, получившую распространение по побережью Мексиканского залива (500 – 100 гг. до н.э.). Они создали грандиозные (выше трех метров) головы воинов, статуи богов, маски, скульптурные изображения человека.
В культуре Запада – у индейцев, населявших побережье Тихого океана (1350 г. до н.э. – 1521 г. н.э.), – встречаются многочисленные изображения воинов и рожениц. Выполненные из красной глины, они поражают своей выразительностью и остротой, хотя их пропорции кажутся нарушенными. У "Воина с палицей" – сильно укороченный торс и большая ушедшая в плечи голова, его руки как бы срослись с палицей, которую он держит. "Человек со связанными руками"– это своего рода олицетворение укрощенной силы. Низ фигуры утяжелен, и вся она кажется неподвижной, вросшей в землю. В этом пластически мало расчлененном объеме особенно резко выделяется одна деталь – связанные руки. Обобщенность создаваемых произведений, их подчиненность какой-либо идее не исключала жизненной наблюдательности мастера. Именно благодаря ей создается ощущение характерности отдельного жеста, а иногда и мимики (например, сладостная улыбка "Пасечника"). Многочисленные статуэтки собак, вероятно, также создавались как ритуальные изображения священной собаки "искуинтлес", якобы сопровождавшей умершего в загробное царство, тем не менее эти работы поражают своей естественностью.
Сапотекская пластика, развивавшаяся на юге Мексики (400 г. до н.э. – 1521 г. н.э.), отличается пышностью и орнаментальной нагруженностью, особенно проявившейся в глиняных погребальных урнах. Они напоминают фантастические растения, за сложным орнаментом часто скрываются символы, зашифрованные от непосвященного глаза.
Тотонакская скульптура, которая относится к культуре тотонаков, живших в районе Эль Тахин (VII – XII вв.), выделяется особым изяществом форм. "Ача" в виде мужской головы в высоком головном уборе – одно из самых знаменитых произведений древнемексиканского искусства. "Ача" – ритуальный топор, по представлению индейцев бог дождя с помощью "ача" разрубал тучи, чтобы открыть путь к воде. В этом замечательном памятнике искусства строгость линий уживается с богатством орнамента, изящество с монументальностью, свойственной мексиканскому искусству в целом.
Индейские боги часто изображались похожими на человека, хотя в воображении индейцев божества скорее связывались с образами животных: змей, ягуаров, орлов или с фантастическим симбиозом (например, змея в перьях – символ единения земли и неба).
Наиболее разнообразным было искусство племени майев. Держава майев простиралась от Истмо де Туантепек до Гондураса, включая южную часть полуострова Юкатан (1000 г. до н.э. – 900 г. н.э.). Майи создали грандиозные храмовые комплексы с культовой скульптурой, представление о которой дает статуя "Чак-Мооля" – бога дождя, стоявшая перед храмом. "Чак-Мооль" держит большую чашу-жертвенник, куда помещались ценные подарки и, может быть, сердца врагов и кровь посвященных.
Большим своеобразием и необычным для индейского искусства гармонией форм отличается мужская голова, относящаяся к культуре майев (бог кукурузы). Стебли в его головном уборе кажутся нарядными перьями, а початок – драгоценным камнем.
В мелкой пластике майи дали большое разнообразие форм и характеров (например, "Вождь племени"). Энергичная поза, властно поднятая рука, сильное лицо и подробно проработанная одежда создают богатую и разнообразную характеристику.
Эпоха расцвета древнемексиканского искусства заканчивается блестящей культурой ацтеков (1325-1521 гг.) – наиболее могущественного и воинственного племени индейцев.
Для искусства ацтеков характерны монументальность и лаконизм форм. Примером может служить статуя бога цветов и поэзии – "Шочипилли". Внутренний порыв его скован неподвижностью. Образ драматичен и суров.
Символика, пронизывающая все древнемексиканское искусство, у ацтеков имела особое широкое распространение. Наиболее частый символ орел – бог неба.
Ягуар у древних мексиканцев – бог ночи и смерти. Устрашающая тьма, сменяющая собой день, казалась индейцу схожей с хищником ягуаром, подстерегающим человека и способным его уничтожить, пятна на шкуре ягуара представлялись горящими точками звездного неба.
Огромная базальтовая статуя ягуара это не просто изображение животного – это образ божества. Формы его тела обобщены, но зловещая пасть проработана очень подробно, как орнамент. Мало расчлененный объем тела создает ощущение тяжести и неподвижности. Образ ягуара интересует мастера лишь в тех проявлениях, которые дают возможность передать основную идею божества – его устрашающую, неотвратимую силу.
Древнее мексиканское наследие сравнительно недавно стало объектом большого интереса и изучения. Оно вошло в историю мирового искусства в то время, когда там уже прочное место завоевал Древний Египет и европейская классика, поэтому художественные принципы мексиканской античности кажутся неожиданными и непривычными. Изучение их расширяет представление об эстетических нормах искусства, обогащает восприятие мировой истории художественной культуры во всем ее многообразии.
И. Каретникова