Роден
73И
Роден [Изоматериал] : [к-т открыток] / ред. Ю. Бойтман ; худож. облож. Я. Окунь – Л. : ИЗОГИЗ, 1958.
СОДЕРЖАНИЕ
- Граждане Кале
- Граждане Кале (деталь)
- Ева
- Мыслитель
- Мысль
- Поэт и муза
- Поцелуй
- Буря
- Голова Бальзака (этюд)
- Портрет Анри Рошфора
- Портрет Виктора Гюго
- Портрет В. Елисеевой
Огюст Роден (1840-1917), крупнейший французский скульптор конца ХІХ в., оказал своими произведениями огромное влияние не только на французскую, но и на всю европейскую скульптуру; он был, пожалуй, самым популярным художником своего времени. Бесчисленные произведения Родена, создаваемые им в течение полувека, трудно определить какой-либо одной формулой. Противоречивое и сложное его творчество, пытавшееся выразить все многообразие и сложность человеческих переживаний, подняло множество самых различных проблем. Однако при всем многообразии и неровности искусства Родена в лучших его произведениях всегда видна большая любовь к жизни, глубокое знание человеческого тела, умение выразить им самые тонкие оттенки внутренних переживаний.
Огюст Роден родился в Париже в 1840 году в семье скромного чиновника. Он рано увлекся рисованием, затем лепкой. Необходимость работать для зароботка заставила молодого скульптора изучить все стороны своего ремесла: он переводил в мрамор и отливал чужие работы, работал как орнаменталист, выполнял заказы для ювелира. Его первые крупные самостоятельные произведения поражают своим реализмом. Они являли такой живой контраст с холодной и условной скульптурой, господствовавшей на всех официальных выставках этого времени, что по поводу, например, "Бронзового века" возникло нелепое обвинение в том, что Роден вместо статуи выставил слепок с живого натурщика. Несмотря на это, "Бронзовый век" прочно вошел в историю европейской скульптуры как одно из его самых содержательных и эмоциональных произведений.
Большой психологической напряженностью и драматизмом проникнут памятник гражданам Кале – самое значительное из его реалистических произведений. Это группа, изображающая шестерых жителей осажденного англичанами во время Столетней войны города Кале, которые добровольно пошли заложниками, чтобы спасти свой город. Идеи самопожертвования, героизма, преодоления страха смерти и прощание с жизнью объединяют шесть различных фигур, которые медленно движутся навстречу смерти, но эти идеи выражаются в каждом персонаже по-новому и по-своему: твердая решимость видна в человеке, сжимающем ключ города; убеждение и порыв – в юноше с поднятой рукой, глубокое отчаяние при мысли о близкой смерти – в фигуре человека, охватившего голову руками. Однако вся группа в общем не производит цельного впечатления, ее нельзя увидеть с одного места, она требует обхода зрителем со всех сторон и только в процессе длительного рассматривания можно понять все богатство пластического решения и всю полноту выраженной художником трагедии.
В дальнейшем в творчестве Родена большое место занимают символические отвлеченные образы. Почти всю свою жизнь Роден работал над большой композицией "Врата ада". Первоначально предполагалось, что они будут служить главными дверями для будущего Музея декоративных искуств. Роден задумал их под впечатлением флорентийских бронзовых дверей XV в. Тема "Врата ада" навеяна "Божественной комедией Данте". Скульптор в своем произведении стремился отразить всю жизнь человечества с ее страданиями, несбыточными надеждами, радостями и страстями. Глубоко трагичны и пессимистичны основные образы "Врат ада". Из огромной композиции постепенно выделились группы и статуи, иллюстрирующие отдельные сюжеты. Из них особенно популярна "Ева", изображенная после грехопадения: подавленная совершенным поступком, она медленно идет, пряча лицо. Опущенная голова, согнутая спина, защищающие голову руки – все говорит о напряженности и силе ее переживаний.
Центральная фигура композиции – "Мыслитель" – несколько раз повторялась скульптором как самостоятельная статуя. Его мощная, грузная фигура погружена в тяжелое, мучительное раздумье, точно он размышляет над неразрешимой и мучительной загадкой.
Тема раздумья часто и разнообразно трактовалась Роденом. В знаменитой скульптуре "Мысль" Роден изображает голову задумавшейся юной женщины (это портрет его ученицы Камиллы Клодель), кажущуюся особенно хрупкой от контраста с большим необработанным блоком мрамора, из которого она еще не вполне освобождена резцом скульптора. "Мысль" характерна для символических установок в творчестве Родена. В ней скульптор хотел выразить рождение мысли из хаоса, связь духовного и материального начала.
Более светлые образы встречаются у Родена в трактовке тем любви и мечты: таковы репродуцируемые овеянные дымкой грез "Поэт и муза" и гармоничная, проникнутая большим внутренним чувством группа "Поцелуй".
Период творчества Родена, к которому относятся эти произведения, обычно называют "импрессионистическим". Скульптор подчеркивает и оживляет поверхность игрой оттенков бронзы, контрастом теней и бликом света. В мраморных работах он применяет особый прием вуалирования формы, при котором она как бы теряет границы; фигуры кажутся словно окутанными воздухом, скульптор как будто стремится слить их со средой, с атмосферой. Но импрессионистические приемы применялись Роденом только внешне, как способ усиления впечатления от созданных им произведений. Роден воспринимает мир слишком активно, сравнительно с созерцательным искусством импрессионизма, его работы отличаются глубоким содержанием и силой. Стремление к содержательности можно видеть и в женском бюсте, который называется "Буря": это молодая женщина с нахмуренными бровями и широко открытым кричащим ртом. Беспорядочно разметанные вихрем волосы и острое движение плеча придают большую эмоциональность этому образу.
Наиболее значительная работа этого периода – статуя Бальзака. Несмотря на длительную работу над ней, она скорее производит впечатление эскиза, чем законченного и монументального произведения. Создавая ее, Роден сделал с натуры большое количество предварительных этюдов; они гораздо более проработаны и реалистичны, чем сама статуя.
На всем протяжении своей жизни Роден охотно и много работал над портретом. Это одна из наиболее совершенных и привлекательных сторон его творчества. Целый ряд современников скульптора яркими и выразительными образами встают перед нами в его портретных бюстах. Без какой-либо нарочистой позы, без внешних эффектов, простым и реалистичным языком он стремился раскрыть основные свойства изображаемого, выразить его внутренний мир, дать острый психологический анализ человека. Как правило, он долго работал над каждым портретом для достижения ясной и яркой характеристики модели. Портреты Родена поражают своей свежестью, экспрессией, уверенной и свободной техникой.
Анри Рошфора, публициста и остроумного полемиста, Роден изображает со слегка наклоненной головой, с задорным хохлом над шишковатым напряженным лбом; его волевое упрямое лицо с выразительными глубоко сидящими глазами вылеплено смело и энергично.
Спокойствием и раздумьем веет от величавого облика Виктора Гюго. Его благородный образ скульптор неоднократно создавал в проектах памятника и портретных бюстах. Умение наблюдать, остро видеть и обобщать заметно в каждом роденовском бюсте. "Лгать я не могу, – говорил скульптор, – и льстить своим современникам тоже не могу. Мои бюсты часто не нравились, потому что они черезчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту".
От этих острых и живых работ отличаются женские заказные портреты, особенно изображения знатных иностранных дам Англии, Америки, России, стремившихся заказать свой портрет прославленному мастеру. В этих произведениях характеристика дается более суммарно и обобщенно, лицо слегка идеализированно, формы его обычно мягко завуалированы. Подобные работы делаются или излишне отделанными или намеренно незаконченными. К их числу относится и бюст В. Елисеевой.
Портреты Родена отличаются яркостью и реализмом на всем протяжении творчества. В других же областях его произведения становятся более субъективными, скульптор отходит от реалистического понимания природы, уходит в мир фантазии и символов. Но, несмотря на это, в целом роль Родена в общей истории развития скульптуры очень велика и значительна. Своими произведениями он утвердил реализм в борьбе с академическим искусством. Нельзя не ценить присущие ему внимательное изучение натуры, творческое отношение к художественному наследию, богатство пластического языка, глубину и разнообразие идей, правдивость и значительность образов в его лучших работах.
Н. Булыгина