Главная Новости Зоя Лерман. Лирика в простых моментах

Зоя Лерман. Лирика в простых моментах

01.06.2020 10:20

«Мир Зои Лерман – чисто женский. Это – мир идеальный, мир мечтательный, где все хорошо, как было в детстве, мир, где есть место её удивительно нежному дару тонкого цвета, певучей незаканчивающейся линии рисунка. Представим ребёнка, который нашел в искусстве счастливую возможность выразить то, что бродило в нём полуосознанно, что отпугивало и одновременно привлекало видящий глаз. Это про Зою» (Аким Левич).

Киевлянка Зоя Наумовна Лерман-Луцкевич (14.06.1934 – 1.01.2014) – украинская художница нон-конформистского, андеграундного направления. Член Национального союза художников Украины (1960). Ее произведения хранятся в коллекциях Национального художественного музея Украины, Музея современного изобразительного искусства Украины, Дирекции художественных выставок НСХУ, частных коллекциях Европы, США, Израиля.

Сколько веков в мире рисовали мать с ребенком на руках, и в ХХ веке не перестали. Но портреты отца с детьми – не широко развернутая тема. Скорее единичное исключение. Мужчину изображали, прежде всего, в публичном пространстве. Только Зое Лерман, с ее видением лирики в простых моментах жизни, удалось найти неожиданный поворот такой непопулярной, по тем временам, темы. Она создала «Отцовство». Именно эту работу мы и «экспонируем» сегодня в рамках нашего арт-проекта «Выставка одной картины».

А между тем, художница создала ее почти инстинктивно, без намерения перенести образ в какую-то сюжетно-тематическую картину, чтобы ее можно было демонстрировать хотя бы на «квартирнике», не говоря уж о выставке. Однако в рисунке было что-то порывистое и нежное одновременно, такое ломкое и воздушное, не укладывающееся в какие-то стилевые рамки. Вот почему эскизное «Отцовство» – как мгновенное прозрение, как прецедент. Это преобразование, при котором экспрессивный колорит с несколько нервным рисунком создают эффект сопереживания мужской нежности к младенцу.

Тревога о ребенке, который, вероятно, приболел или просто проснулся ночью, передана через движение больших обнаженных рук мужчины. Акцент сделан не на лице, поэтому сложно понять, улыбается ли он, а на мускулах рук – что создает впечатление и силы, и нежности, контрастируя с тонким, почти мальчишеским торсом. Защита, прислушивание к детскому дыханию подсказывают основную эмоцию художницы. Она зафиксировала ее как запись в дневнике о родительской заботе, только не словами, а красками, не заботясь о фоне или деталях жилища. Теплый колорит – стронциевые, оранжевые тона, контур торса – передают тревожность...

И полвека после этого «свидетельства», когда начали меняться представления о распределении обязанностей в уходе за детьми, можно отметить на шкале украинского ХХ века этот уникальный момент: не мужчина изображает, как его жена держит ребенка и становится вариацией на тему Мадонны, а женщина – и так, как никто другой до неё.

Источники

Діана Клочко. 65 українських шедеврів 

Український арткалендар

Календарь событий

     12
345 6 789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31