Гойя
85.864(4IСП)-8
Г 59
Гойя [Изоматериал] : Комплект открыток / Ред. Лось В. – М. : Изобраз. искусство, 1971.
СОДЕРЖАНИЕ
- Зонтик
- Качели
- Портрет Анны Понтехос
- Похороны сардинки
- Деревенский бой быков
- Чудо св. Антония Падуанского. Деталь фрески из церкви Сан Антонио
- Чудо св. Антония Падуанского. Деталь фрески из церкви Сан Антонио
- Маха одетая
- Маха обнаженная
- Портрет Сабасы Гарсиа
- Водоноска
- Точильщик
- Восстание 2 мая 1808 года на площади Пуэрта дель Соль
- Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года
- Автопортрет
- Молочница из Бордо
Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи вызывает огромный интерес у наших современников. Гойя жил в сложное время бурной смены исторических эпох, был свидетелем двух испанских революций, героической борьбы своего народа за независимость, наступившей после этого жесточайшей политической реакции, от которой он вынужден был под конец жизни бежать из Испании. Это суровое время ломало судьбы людей, ввергало в пучину подлинной трагедии весь испанский народ, и оно же заставило Гойю по-новому переосмыслить свой долг художника перед совершающимся, смысл и назначение своего искусства. Гойя стал подлинно великим новатором. Он решительно отверг предшествовавшие ему и существовавшие в его время художественные принципы, в основе которых лежали отвлеченные поиски идеала. Гойя развеял миф об идеале, обнажив неприкрашенную суровую правду жизни. Его глубоко реалистическое искусство имело своей основой истинную народность, кровную сопричастность со своим народом и его судьбой, страстную заинтересованность в его счастье.
Осмысливая окружающую жизнь, Гойя первым ощутил и понял народ как главную движущую силу истории.
В то же время Гойя заявил о праве художника на оценку явлений действительности и со своей страстью эмоционального переживания заставил увидеть смысл художественного произведения. Без этого невозможно себе представить в дальнейшем искусство Домье, Ван Гога, Пророкова, Мазерееля и многих других.
Наследие Гойи огромно. Он работал во всех жанрах: писал фрески, исторические композиции, жанровые сцены, портреты, натюрморты, создал несколько больших графических циклов. Причем талант его проявился в графике с неменьшей силой, чем в живописи. Искусство было его стихией, его всепоглощающей страстью. Известно, что Гойя работал с лихорадочной поспешностью, приходя в неистовый гнев, если ему мешали. Уже будучи стариком, глухим и больным, он освоил новую, только что изобретенную во Франции технику литографии и писал миниатюры на слоновой кости.
Гойя прошел длительный творческий путь, драматический и счастливый, путь бесперервных поисков и обретений. Он родился в 1746 г. в деревне Фуэндетозос вблизи Сарагоссы и рос среди бедняков, таких же, как его родители. После обучения в мастерской художников Мусана в Сарагоссе, Байеу в Мадриде, двух провалов на конкурсе в Академию Сан-Фернандо он отправляется в 1770 г. в Италию, где в следующем году получает премию Пармской академии.
По возвращении на родину Гойя увлекается монументальной живописью и через несколько лет начинает работать на ковровой мануфактуре Санта-Барбара. Картины для ковров принесли молодому художнику известность. Они созданы под влиянием господствовавшего тогда стиля рококо, но вместе с тем обнаруживают неприкрытый интерес художника к правдивому запечатлению сцен народной жизни. Так в картинке "Зонтик" мы чувствуем яркое восхищение молодостью и красотой юной испанки и ее кавалера. Изысканность живописной палитры, декоративность обнаруживаются в таком произведении, как "Качели". К этому же периоду относится портрет маркизы Анны Понтехос, уподобленной изящной фарфоровой статуэтке.
В 1789 г. Гойя становится придворным художником короля Карла IV. Это было время Французской буржуазной революции, которую он и его друзья горячо приветствовали, ожидая и надеясь на проведение прогрессивных социальных реформ в Испании, тогда самой отсталой стране Европы, угнетенной засильем монархов и монахов.
В начале 90-х гг. наступает резкий перелом в творчестве художника. В это же время из-за серьезной болезни он теряет слух. Сложение новых принципов его искусства отражают "Деревенский бой быков" и "Похороны сардинки". Гойя отказался в этих работах от условной гаммы нежных красок ради правды цвета и его выразительности. Быстрый мазок усиливает впечатление мгновенно запечатленного события. Одной из ведущих тем художника становится анализ стихии человеческих страстей, которые раскрываются им то на корриде, то во время народного праздника, то при изображении сцены чуда в церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Гойю привлекают яркость народного темперамента, искренность чувства, свобода его выражения, единство эмоциональной реакции массы людей и одновременно индивидуально неповторимое своеобразие ее выражения у отдельных людей. Фрески Сан-Антонио стали подлинным гимном стихии народной жизни. Они написаны широкой смелой кистью. Жизненная естественность персонажей гениально соединена с общим декоративным композиционным и колористическим решением. В этом же 1798 г. он выполнил знаменитую серию офортов, которую назвал "Капричос". В ней Гойя подверг резкой критике испанское общество.
В начале века художник пишет картины "Маха одетая" и "Маха обнаженная", моделью для них выбрав девушку из простонародья.
Гойя оставил интересную портретную галерею своих современников. В этих работах он с необычайной чуткостью уловил основные черты индивидуального человеческого характера и психологии, выявил их особенность, порожденную эпохой.
Портрет Сабасы Гарсиа написан художником, очарованным сочетанием ума и девичей прелести. В скромной кружевной мантилье и желтой шали девушка удивительно обаятельна и мила, в ней все дышит достоинством и благородством. Те же черты Гойя обобщает в собирательном образе "Водоноски". В этой, а также парной к ней картине с изображением точильщика, обнаруживается интерес художника к труду простых людей, который становится объектом искусства.
Огромное влияние на творчество Гойи оказала народно-освободительная война в Испании против нашествия войск Наполеона. События 6-ти трагических лет стали главной темой его живописи и графики. Летописью очевидца можно назвать серию "Бедствия войны", которую он тайно создавал у себя в мастерской в Мадриде, занятом французами. Впервые в истории искусства оценка современных событий так определенно обнажает личные и социальные позиции художника. Завершением работы над темой народных бедствий и народного героизма являются две картины 1814 г. "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" и "Восстание 2 мая 1808 года на площади Пуэрта-дель-Соль", созданные на редкость в короткий срок (около месяца) по заказу городских властей – по случаю возвращения Фердинанда VII из ссылки после окончания войны. Картины, составляющие диптих, внутренне связаны общей идеей, прославлением народного мужества. В сцене восстания художник вводит зрителя прямо в гущу сражения, рисуя с беспощадным реализмом поведение людей, охваченных ненавистью к врагу. Он воссоздает трагический финал восстания – страшную сцену расстрела глубокой ночью при свете фонаря. Гойя обнажает до конца ужас этой бойни, необычайно правдиво передает гамму человеческих переживаний – отчаяние, страх, покорность, гнев. И над всеми господствует как бы побеждающее саму смерть величие человеческого духа, воплощенное Гойей в образе простого безымянного крестьянина, бросающего дерзкий вызов врагу в момент своей гибели.
Жестокая реакция, наступившая после возвращения короля, разрушила надежды художника на изменение участи испанского народа. Автопортрет 1815 г. свидетельствует об отчаянии, охватившем Гойю. Он пишет фрески в своем доме, так называемом "Доме глухого", исполненные мрачной фантазии и устрашающие безнадежностью. Однако за год до смерти, будучи глубоким стариком, Гойя находит в себе силы создать образ "Молочницы из Бордо", в котором воскресают его любовь к человеку, светлое радостное восприятие жизни.
Т. Седова