Фуміо Кітаока
85.864(5ЯПО)-8
К 45
Фумио Китаока [Изоматериал] : Комплект открыток / ред. И. Гладышева. – М. : Изобраз. искусство, 1974.
СОДЕРЖАНИЕ
- Там, где сушат каракатиц. 1966 г.
- Зимний американский пейзаж. 1966 г.
- Пейзаж Симода. 1967 г.
- Рыбачки на берегу. 1967 г.
- Сад камней. 1968 г.
- Ворота храма. 1969 г.
- Дом рыбака. 1969 г.
- Зимнее озеро. 1969 г.
- Золотой павильон. 1969 г.
- Цветущая сакура ночью. 1969 г.
- Ворота храма Нандзэндзи. 1970 г.
- Горное озеро зимой. 1970 г.
- Новогодняя открытка. 1971 г.
- Новогодняя открытка. 1973 г.
- Горное озеро. 1973 г.
- Водопад. 1973 г.
Имя Фумио Китаоки (род. в 1919 г.) хорошо известно в художественном мире Японии. Он – член Ассоциации японской гравюры, участник международных выставок Биеннале графики, его произведения хранятся не только в Японии, но и в музеях США, Франции, Югославии, Польши.
Подобно большинству современных японских графиков, Китаока учился на отделении европейской живописи маслом в Токийском художественном институте в Уэно. Параллельно он брал уроки по технике ксилографии у старейшего мастера гравюры Уньити Хирацка. Молодой художник собирался стать живописцем. Но война нарушила его планы. Наступили годы творческого бездействия.
Находясь в начале 1940-х гг. в Китае, Китаока познакомился с произведениями революционных графиков этой страны. Экспрессивный характер их творчества, беспощадное раскрытие социальных конфликтов произвели неизгладимое впечатление на молодого японского художника, заставили взглянуть на гравюру, как на большое искусство, имеющее широкие возможности. Он начал изучать технику, приемы китайских графиков.
По возвращении на родину в 1945 г. Китаока начинает резать черно-белые гравюры на дереве, тематикой и стилевыми приемами (штрих в сочетании с пятном) напоминающие работы китайских мастеров.
"Возвращение", "Разрушенный дом", "Гонимые ветром", "Смерть в пути" – это цикл гравюр Китаоки, обличающих войну как самую страшную и горькую человеческую несправедливость. Их образный строй, живой и свободный штрих, умелое использование выразительности черного пятна – все направлено на передачу переживаний народа, испытавшего ужасы атомной бомбардировки. Эти гравюры можно считать наиболее острыми из всего того, что было создано в это время в графике Японии.
В последующие годы Китаока увлекается проблемами пластического решения, колористическими поисками, расширением технических возможностей ксилографии, использованием новых, синтетических материалов. "Гравюра как искусство плоскости, – писал он в это время в одной из своих статей по технике гравюры, – имеет свои особые задачи, и цель каждого художника выявить именно эти ее качества". В то время усилился абстракционизм, который захватил и многих японских художников. У Китаоки этот "болезненный период" был кратким и выразился лишь в интересе к экспериментированию. Он создает гравюры "Цветы на берегу", "Луна и прилив", "Отлив" и другие, в которых чувствуется формальный подход автора к решению проблемы взаимосвязи цвета и формы. Однако даже в этих кажущихся на первый взгляд формалистическими произведениях чувствуется тяготение художника к образному решению и изображению реальных форм. Дальнейшее развитие творчества художника шло по линии выявления эмоционально-образного начала за счет усиления декоративной выразительности композиции.
В 1960-х гг. Китаока много путешествует по стране. Художника особенно влечет суровый пейзаж острова Хоккайдо, его мало обжитое восточное побережье и район Тохоку, тихие уютные рыбацкие поселки, где живут люди на природе. Так появилась целая серия гравюр, посвященных пейзажу острова Хоккайдо и его людям: "Окраина деревни", "Старый рыбак чинит сети", "Рыбачки на берегу", "Рыбацкая деревня в полдень" – в этих гравюрах много покоя, тишины, человеческой умиротворенности, которая характерна для духовного мира и жизненного уклада людей, живущих здесь. Гравюры этого цикла насыщены ярким солнцем, пропитаны свежим, соленым ветром, наполнены добрым ощущением жизни, чувством слитности с природой. Здесь Китаока выступает как художник поэтического склада. Его лирическое восприятие природы сочетается с праздничным мироощущением, что так разительно отличает его от большинства японских графиков-модернистов, искусство которых пропитано упадочническими настроениями, ощущением большого внутреннего расклада.
Графическая манера Китаоки строится на локальном цветовом пятне, сочетающемся со штрихом (в его гравюрах обрамляющая черная линия почти отсутствует) – в этом и сказывается увлечение художника в прошлом живописью маслом, а также влияние европейской графики, которую он имел возможность видеть и изучать во время своего длительного пребывания в США и Франции в 1950-х годах.
В последние годы Китаока все больше обращается к национальным темам, традиционным в классической гравюре укиё-э – изображению памятников старины, архитектурных ансамблей, садов, пейзажей достопримечательных мест, чем занимались в свое время великие мастера Хокусай и Хиросигэ.
В листах "Сад мхов", "Золотой павильон весной", "Ворота храма Месиндзи", "Храм Нандзэндзи" художник стремится осмыслить образы национальной природы, памятники культуры сквозь призму видения современного человека. Эти пейзажи отличает четкость композиции, большая внутренняя динамика, повышенная эмоциональная выразительность цветового пятна. В них отсутствует камерность, скрытая символика, которые были характерны для мастеров классической гравюры Японии. Постоянным стремлением к декоративной выразительности, к линейной и цветовой гармонии Китаока выступает как подлинно японский художник. В его современных по форме цветных гравюрах всегда присутствует подлинно восточная выразительность цвета, мудрость философии. И это составляет одно из важнейших и существенных качеств искусства Китаоки, современного по форме и национального по мироощущению.
Китаока сам выполняет все три процесса изготовления гравюры: эскизный рисунок, резьбу доски и печать; лишь изредка он прибегает к помощи специалиста-печатника в случае большого тиража. В качестве материала для резьбы он пользуется не трехслойной фанерой, как большинство современных японских мастеров ксилографии, а пятислойной, которая дает возможность делать более глубокие прорези. Его тщательно обработанные доски для печати выглядят как подлинные произведения прикладного искусства.
Печатает Китаока свои гравюры специальными водяными красками (иногда масляными), создавая для каждого цвета отдельную доску.
Настоящий выпуск составлен из воспроизведений гравюр Китаоки, созданных им за последние годы, большая часть которых экспонировалась в 1970 г. в Москве на персональной выставке художника, организованной Союзом художников СССР и Обществом "СССР – Япония", и новогодних поздравительных открыток Китаоки. Неослабеваемый интерес Китаоки к действительности, восхищение природой Японии, многообразные связи с окружающим миром, гуманистическая направленность творчества – залог дальнейшего плодотворного развития его искусства.
Алла Коломиец