Главная Книжная полка Картинная галерея Писанка. Жемчужина украинского рода

Писанка. Жемчужина украинского рода

Как символ возрождения природы писанка известна в культурах разных народов. История ее достигает глубины веков. Но только украинцы сумели наиболее выразительно донести свои представления о жизни с помощью символов и знаков, которыми ее расписывают. Писанкой встречали весну, она была атрибутом разных языческих культов. Ею задабривали богов и отгоняли от дома нечисть. Христиане видели в расписанном яйце знак вечной жизни, и стала писанка символом пасхальной радости. «Христос Воскрес!» – «Воистину Воскрес!».

Традиции

Украинские традиции писанок очень разнообразны. Каждая местность и даже каждое село имело свои предпочтения в выборе цветов и мотивов орнамента. Этнографы склоняются к мнению, что писанкарство характерно для западной части Украины. Региональные особенности украинских писанок.

Изготовление пасхальных писанок было частью обрядовой сферы жизни украинцев. Уже со второй половины Великого Поста приступали к работе. Но обычно делали это перед Чистым Четвергом. С молитвой в сердце и так, чтобы никто не отвлекался. Пасхальной ночью писанки освящали в церкви. А потом дарили близким людям. Обменяться с кем-то писанкой означает пожелать здоровья, счастья, удачи.

Разновидности

Пасхальные яйца по технике изготовления делят на те, для которых использовался (собственно писанки) или не использовался воск.

К первой группе относится вид писанки, которую называют крапанкой. Места на скорлупе, которые должны остаться незакрашенными, закапываются воском. В отличие от других пасхальных яиц такие писанки в пищу не употребляют. Это обереги. Их хранят в святом углу до следующей Пасхи, а то и дольше.

Ко второй большой группе относятся:

  • Крашанки (крашенки) – когда яйцо на время погружают в краситель. В Украине традиционно использовали луковицу, корень барбариса, сухие ягодки бузины, разнообразные травы.
  • Дряпанка (драпанка, царапанка) – на поверхность крашеного яйца острым предметом наносят (выцарапывают) орнамент.
  • Сламенка – узор по скорлупе выкладывается наклеиванием соломы.
  • Малёванка – яйца с нанесенным на скорлупу рисунком.

Символика

Важнейший из символов – солнце. Писанка с солнечными мотивами предохраняла от несчастий, злого рока, недугов. Еще один важный символ – «бесконечность», знак жизни. Изображают его в виде волны, ужа, завитка. Пчеловоды такую ​​писанку клали под улей, чтобы хорошо роились пчелы.

Достаточно популярны в росписи росписи растительные узоры. Лист дуба символизирует силу, авторитет, власть. Девичью красоту изображали в виде вишневого листа. А ветка ели символизирует юность. Цветы – лица детей. Писанку с цветочными узорами дарили молодым женщинам, у которых не было детей, чтобы в дом пришла радость материнства.

Олени символизируют достаток. Лошадь – выносливость. Паук – терпение и настойчивость. Пчела – душевную чистоту. Птицы – пробуждение жизни. Прежде чем на скорлупу нанести символы, яйцо линиями делят на фигуры. Ромб символизирует плодородие. Разделенный на две части квадрат – поле. Хорошо, когда таких частей 40 – по количеству дней Поста.

Символизм писанок связан не только со знаками, но и с цветом:

  • красный – любовь и радость;
  • зеленый – возрождение жизни, пробуждение природы;
  • желтый – жизнь и тепло;
  • синий – небо, вода, воздух;
  • черный и коричневый – земля;
  • белый – чистота и непорочность.

Лучшая писанка та, в которой сочетается 5 цветов. Она символизирует семейное счастье.

Писанка – маленькое чудо, прошедшее сквозь века. Она поражает изяществом стиля и совершенством содержания. Не дает нам забыть, из какого мы рода. Это уникальное произведение, возможно, является самой очаровательной визиткой Украины.

Источник

Если Вы хотите увидеть настоящую историю этого великолепного искусства, то нужно обязательно посетить необыкновенный и прекрасный музей, в котором представлено всё великолепие данного вида искусства.

Литература в фондах Гончаровки:

  1. Світ української писанки/ упоряд. С.П. Сітько, упоряд. Т.Є. Русанова, худож. Е.В. Біняшевський - К. : Кондор, 2005. - 96 с.
  2. Соломченко Олексій Григорович. Писанки Українських Карпат: альбом/ О.Г. Соломченко; ред. Б.Г. Кушнір, фотоілюстр. В.В. Боднар - Ужгород : Карпати, 2004. - 238 с.
  3. Манько Віра. Українська народна писанка/ В. Манько; худож. оформ. С. Бурак - Л. : Монастир Монахів Студит. Уставу, 2008. - Опис ілюстр.: с. 40-45.
  4. Пише писанки бабуня, пише мама, пишу я/ виконання писанок С. Зєлик, підгот. тексту М. Зєлик, фот. Л. Зєлик, передм. В.Т. Скуратівський - К. : Укр. центр нар. творчості, 1992. - 48 с.
  5. Писанка: традиції та модерний дискурс/ упоряд. Р. Загайська, ред. В. Дудко, фотогр. В. Коваленко - Л. : Апріорі, 2009. - Бібліогр.: с. 162-163. - 163 с.
  6. Верхова Марина Олександрівна. Великодня писанка = The Easter Pysanka: наук.-худож. нарис для дітей/ М.О. Верхова; пер. Г. Хоткевич, пер. Л. Яблочнікова, ред. М.О. Верхова, вступ. сл. М.О. Верхова, худож. М.О. Верхова - Вінниця : Балюк І. Б., 2012. - 39 с.
  7. Дичко Людмила Василівна. Українські писанки: сім поліф. варіацій для ф-но/ Л.В. Дичко - К. : Муз. Україна, 1974. - 15 с.

Календарь событий

     12
345 6 789
10 1112 13 141516
17 18 19 20212223
24 25 26 27282930
31