Георгий Петров. Художником нужно родиться

Пейзажи украинского художника Георгия Петрова являются подтверждением слов Александра Дейнеки: «Искусство рождается из большого чувства». Но большое чувство вызревает только в изящной душе, испытывающей полнокровие мира с его голубой долиной, божьей росой и малиновыми облаками на закате. Потому и говорят: «Художником нужно родиться».

Пожалуй, неслучайно Георгий Петров появился на свет 19 января 1927 года – на Крещение, когда вода в реках живительна, а красота заснеженного мира особенно пронзительна. Родился художник в Покровске Саратовской области (Россия). Это место известно соляными озерами и приисками, на которых издавна работали выходцы из Украины. Немалую роль в формировании художественного таланта мальчика играл отец, считавший, однако, что художник – это не профессия. Да и сам Георгий Петров часто повторял: «Художник – это призвание». Уже с детства он, обращая внимание на туман над лесными озерами, от которых замирала детская душа, делал зарисовки.

В начале Второй мировой войны Георгий Петров учился в 7 классе. Осенью 1941 года он устроился в железнодорожное депо учеником токаря. Работая в ночные смены, рисовал рабочих, станки, паровозы. Желание стать художником было огромным. Когда в 1942 году Георгий случайно увидел в местной газете объявление о наборе в Саратовское художественное училище имени Боголюбова, втайне от родных подал документы на живописное отделение.

Георгий Петрович с теплотой вспоминал своих первых преподавателей. Николай Архангельский научил Петрова техники акварели. Иван Щеглов, преподававший живопись, рисовал в старой академической манере. Наставники научили Петрова многому и прежде всего – той самой отреченности по отношению к искусству.

В голодные военные времена молодой художник зарабатывал на хлеб, рисуя поздравительные открытки. Материальные проблемы заставили его в 1944 году прервать обучение. И только 5 лет спустя Георгий возобновил учебу в училище, которое и окончил в 1953-м. Незримая десница судьбы почти сразу после окончания училища направила художника на землю предков. Георгий Петрович попал в Украину, в Херсон, где жила бабушка. Здесь, случайно увидев объявление на автобусной остановке, он устроился на работу в местное общество художников. Впоследствии Херсон стал родным городом для Петрова, где он нашел дом, жену и друзей.

Георгия Петровича всегда интересовала акварель. В начале 70-х годов он узнал, что в Киеве создают специализированные группы мастеров акварельной живописи. А в Николаеве, рядом с Херсоном, начала работу группа акварелистов, которую возглавил художник Лунев. Именно он, кстати, увидев акварель Петрова, принял его в группу. Там Георгий Петрович познакомился с Николаем Бережным, открывшим ему новые секреты в технике акварели.

В 1972 году в составе творческой группы Петров поехал в Седнев, где родились интересные произведения: «Казацкая церковь», «Вечер» и другие. Отчет о работе седневской группы принимали члены правления Союза художников, среди которых Татьяна Яблонская. Работы Петрова ей понравились, и она удивилась, что талантливейший художник не является членом Союза. Именно Татьяна Яблонская и предложила Георгию Петровичу подать заявление в Союз художников Украины, в который он вскоре и вступил.

Георгий Петрович нашел свой творческий почерк, свое видение мира. Он создал триптихи «Хлеб», «Память минувшей войны», серию работ «Тираспольские впечатления». Наиболее многочисленной стала серия «Дары Херсонщины», в которую вошли «Подсолнухи и маки», «Херсонские арбузы», «Овощной натюрморт» и другие. Среди произведений художника есть пейзажная серия «Достопримечательности истории и культуры», которая знакомит с архитектурными жемчужинами разных городов Украины. Радует, что в серию вошли памятники Херсона: Екатерининский собор, памятник Говарду, церковь Берислава, замок в пос. Казацком.

Художник участвовал в международных выставках в Венгрии, Болгарии, Италии. В 2000 году 4 работы Петрова экспонировались на всемирной выставке в Атланте (США). Произведения художника поселились в музеях и частных коллекциях Украины, а также США, Израиле, Франции, Турции и других странах.

В 2007 году в Херсоне открылась юбилейная выставка, посвященная 80-летию Георгия Петрова. На ней он показал работы разных периодов, начиная с 50-х годов прошлого столетия.

Несмотря на перипетии сложной жизни на изломах разных эпох, Георгий Петров таки достиг главного: он стал художником, покорив капризную акварель и требовательное масло. И на девятом десятке лет художник успешно работал и мечтал о новых выставках.

Практически всю свою жизнь Георгий Петрович посвятил живописи. Пусть в жизни он был скромным и немногословным, но о художнике лучше говорят его картины. В них вы сможете увидеть безграничную любовь к Херсонскому краю, его природе, людям. Сам художник свое творческое кредо сформулировал так: «Я хочу передать людям ту красоту, которую вижу…». Для художника Георгия Петровича Петрова наследие прошлого было не только святым источником сил, но и мольбами оберегать наше национальное культурное достояние.

Подготовила Ольга Руптанова.

Литература:

  1. Петров Георгий Петрович. Георгий Петрович Петров. Акварель: каталог : К 60-летию со дня рождения худож./ Г.П. Петров; Херсонское областное управление культуры; авт.-сост. Л.И. Левина, ред. Г.Ф. Тимошенко - Херсон : Облполиграфиздат, 1987. - 31 c.
  2. Художники Херсонщини: шляхом творч. поступу : альбом/ Національна Спілка художників України; редкол.: А.В. Доценко - К. : Просвіта, 2002. - 152 с.
  3. Плаксіна, Олена. Мистецтво великого почуття : [херсон. худож. Г. Петрова] / О. Плаксіна // Віче. - 2008. - N18. - С. 71-73.

Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031