Японский театр
84(5ЯПО)
Я 70
Японский театр [Текст] / пер. с яп.: В. Маркова, Т. Соколова-Делюсина, Е. Крейцер ; сост. Г. Чхартишвили. – СПб. : Северо-Запад, 2000. – 746 c.
Японию часто называют заповедником театрального искусства. И действительно, в мире нет другой страны, где в первозданном – или почти первозданном – виде сохранилась бы драма трехсот, а то и пятисотлетней давности, да не просто сохранилась, а продолжала бы оставаться живым, полнокровным зрелищем, абсолютно внятным современному зрителю.
Театр, в особенности драматический, – искусство хрупкое, динамичное, вечно меняющееся. Известно, что средний период жизни яркого театрального коллектива – десять-пятнадцать лет, потом, как правило, наступает упадок. Японцы же с их бережным отношением к традиции в искусстве продлили жизнь театральной школы, направления, жанра на долгие столетия.
Одна из отличительных черт японского театра – особые отношения между сценой и залом, наличие подготовленной, квалифицированной, посвященной аудитории. Эта аудитория отлично знает текст, знает канон и способна наслаждаться спектаклем по-гурмански: нюансами актерской игры, режиссерскими находками, остроумием художников, гримеров или кукловодов. Именно поэтому Но и Кабуки с трудом воспринимаются иностранцами, которые обращают внимание на внешнее (сюжет, пластику, декорации) и не способны оценить главную прелесть постановки.
Японский театр – это сложный и многоцветный мир, каждому из компонентов которого (актерскому мастерству, музыке, сценографии, маскам, декорациям, костюму, гриму, куклам, парикам, танцу) посвящено немало книг и статей. Тема нашего тома – драматургия и, стало быть, наш герой – не режиссер и не актер, а драматург.
Содержание:
- Г. Чхартишвили. Театр на все времена. Вступительная статья
- Но. Кёгэн
- Дзэами Мотокиё. Такасаго.
- Дзэами Мотокиё. Киёцунэ.
- Канъами Киёцугу. Мацукадзэ
- Канъами Киёцугу. Сотоба Комати (Гробница Комати)
- Неизвестный автор. Ямамба (Горная ведьма)
- Неизвестный автор. Князек. Кёген
- Неизвестный автор. Чертова черепица. Кёген
- Неизвестный автор. Зять, спорящий из-за воды. Кёген
- Дзёрури. Кабуки
- Тикамацу Мондзаэмон. Копьеносец Гондза в двойном плаще
- Тикамацу Мондзаэмон. Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей
- Неизвестный автор. Письмо из квартала веселых домов
- Неизвестный автор. Шелковый фонарь
- Современный театр
- Как Кикути. Отец вернулся
- Мисима Юкио. Сотоба Комати (Надгробие Комати)
- Мисима Юкио. Маркиза де Сад
- Абэ Кобо. Охота на рабов
- Ясиро Сэйити. Гротески Хокусая
- Г. Чхартишвили. Комментарии