Зарубіжна література
Шкаруба, Л. М. Три цветка японского театра [Текст] / Л. М. Шкаруба // Зарубіжна література в школах України : наук.-метод. журн. – 2014. – № 6. – С. 54–63.
Искусство Но призвано смягчать сердца людей и пробуждать их чувства. Оно может стать основой для возрастания долгого благоденствия и сделаться средством продления жизни до глубокой старости (Дзэами).
От зарождения театральных представлений до театра Но. Многие явления японской культуры представляют сложный синтез китайских влияний, переосмысленных Страной Восходящего Солнца в духе своих национальных потребностей и традиций. Не составляет исключения и японский театр Но, хотя его теоретик и один из основоположников Дзэами полагал, что театр имеет божественное происхождение: «Так вот: говорят, действо саругаку-эннэн, если доискиваться до его истоков, либо возникло на родине Будды, либо унаследовано от эры богов».
Рождение театра Но (название этого театра употребляется в разных вариантах: Но, Ноо, но, ноо; вслед за Н. И. Конрадом и другими авторами академических изданий мы будем писать Но – это современное его название, но в XIV столетии, когда он только формировался, он еще назывался саругаку). Датируется серединой XIV в., однако истоки этого театра, ставшего одной из «визитных карточек» японской культуры, уходят в далекие времена. В \/II–VIII вв. в Японии существовали театральные представления, проникшие из Китая непосредственно или через Корею. Это были незатейливые увеселения бродячих актеров, пляски под инструментальную музыку, имеющие определенный сюжет и включающие в себя элементы пантомимы, т. е. актерской игры. Сюжеты имели фольклорные источники – распространенные в народе легенды, предания – и бытовые, т. е. различные житейские происшествия, которые можно было представить в комическом или сатирическом ключе. Свой вклад внес буддизм – торжественные процессии. Во время больших праздников после служб в монастырях устраивались народные гулянья, в которых главными элементами были представления жонглеров, мимов, плясунов, акробатов и др. Эти представления, очищенные от балаганности, проникали и в дворцовые сферы. Наряду с этим в дворцовой среде культивировалось театральное искусство, характерное для дворцовой культуры Китая и Кореи.
В IX в. происходит усиление национальной традиции, появляется бугаку, т. е. театральные представления под музыку, созданные в самой Японии на собственном материале.
(Продовження статті читайте в номері журналу)